Оглавление
Севернее среднего течения Евфрата, в долине рек Балиха и Хабура, в начале II тыс. до н.э. возникло царство Митанни. Эта область занимает выгодное положение, являясь узлом путей из южной Месопотамии к горам Ливана и Финикийским городам, к горам Тавра и юго-восточной Малой Азии. С другой стороны, эта область связывала г. Ашшур в среднем течении Тигра с его торговыми колониями в Каппадокии и берегами Средиземного моря. Область, занятая Митаннийским царством, в отличие от области Ашшура, охватывает большее пространство, и потому объединение ее было делом более трудным. Кроме того, население здесь было чрезвычайно пестрым, поскольку область лежала в центре влияния окружающих стран, а рельеф местности разрезал ее на изолированные части. Все это затрудняло объединение области западной Месопотамии в одно государство.
Природные условия Митанни благоприятствовали богарному (основанному на дождевом орошении) земледелию и в еще большей степени скотоводству. Наряду с касситской Вавилонией, Митанни было также крупнейшей коневодческой державой Передней Азии. Наличие в горах, окаймлявших Месопотамию с севера, многих металлов обеспечивало широкие возможности развития митаннийского ремесла.
До конца III тыс. до н.э. торговые связи Ашшура с каппадокийскими колониями осуществлялись через посредство тех племен, по территории которых проходили караванные пути. Купцы Ашшура, по-видимому, заключали договор с племенными вождями, которые являлись проводниками ассирийской торговли. С перемещением торговых путей (что связано с усилением финикийских городов) роль Ассирии в западной Месопотамии падает. Возможно, что возникновение Митаннийского царства, отрезавшего Ашшур от Малой Азии, послужило также причиной упадка ассирийской торговли. Впервые мы узнаем о Митанни в связи с походом хеттского царя Муршиля в Вавилон (в 1870 г. до н.э.), когда на обратном пути захваченная им в Вавилоне добыча была отобрана митаннийцами.
Население Митанни не было однородным: в состав его входили различные племена, издавна жившие в Северной Сирии в верхней Месопотамии.
По одной из гипотез, первоначальным населением северного Двуречья были племена субарейцев. Рано здесь появляются кочевые племена амореев, которые переходят к оседлости. Хурриты, один из народов восточно-кавказской этнической общности, занимали к началу III тыс. до н.э. горы к югу и востоку от оз. Ван. Отсюда в первой половине III тыс. до н.э. хурритские племена проникали в Палестину, Загрос и Центральный Иран, а около XXII в. до н.э. заняли большую часть Верхней Месопотамии, основав там крупное государство с центром в Уркеше (XXII-XX вв. до н.э.). По-видимому, эта держава, чьи цари обожествляли себя, считалась у хурритов образцом государственного строительства. Во всяком случае, впоследствии среди хурритов была широко распространена концепция хурритского политического всеединства, и их крупнейшие государства принимали наименование «Хурри» в знак претензий на практическое осуществление такого единства. Несколько отступив на север под натиском амореев, хурриты вновь двинулись в страны Плодородного Полумесяца во второй половине XVIII-начале XVII в. до н.э. В это время хурритские племенные группы и династии приходят к власти на большей части территории Сирии — Палестины, Верхней Месопотамии, Северного Загроса и Юго-Восточной Малой Азии. В течение четырех столетий в границах этого огромного пространства развивалась особая цивилизация хурритов, служившая полем синтеза и передачи влияния самых разнообразных культур Ближнего Востока (особенно месопотамской).
Колесничные армии, введенные в употребление хурритами, давали им бесспорное преимущество над соседями. Крупнейшим хурритским государством этого времени стал верхнемесопотамский Хурри-Ханигальбат, основанный на территориях, отторгнутых у амореев. Ожесточенная борьба этого политического образования с Древнехеттским царством (середина XVII — начало XVI в. до н.э.) истощила силы обеих сторон, и этим воспользовались индоарийские племена «манда», обитавшие к тому времени на южных окраинах Армянского нагорья. Возможно, что торговые пути от среднего Тигра, через его притоки Диалу и Адем, связывали Переднюю Азию с индо-иранским миром и что по этим путям проникали в Месопотамию восточные племена, родственные индийским. Они захватили власть в Хурри-Ханигальбате, основав тем самым государство Митанни (собственно Майттанне, ок. 1560-1260 гг. до н.э.), сохранившее, впрочем, и старые наименования. Столица Митанни располагалась в Вашшуккани (Вассокканне) — городе в верховьях Хабура, местонахождение которого вопрос дискуссионный. Коренная территория Митанни охватывала ок. 1500 г. до н. э. всю Верхнюю Месопотамию, включая горы Тур- Абдин, долину Среднего Евфрата и области по Среднему Тигру, включая Ниневию, бывшую тогда крупным хурритским центром.
В хуррийском языке, на котором говорили митаннийцы, возможно, продолжали бытовать слова индийского происхождения. Это сказывается в именах царей правящей династии (например, Тушратта, Артатама и т, д,), в некоторых терминах, связанных с коневодством. Так, в известном «Трактате о коневодстве» некоего Киккули терминология чисто индийская; также колесничие, составлявшие дружину царя, названы древнеиндийским термином — «марйанне». Но уже в XIV в. до н.э. «марйанне» рекрутировались из числа хуррийцев. Во временена Тутмоса III термином «марйанне» названы послы Мегиддо, Аскалона и других городов Палестины. Так они названы в папирусе Государственного Эрмитажа № 1116-А на обороте известного «Поучения гераклеопольского царя». Наконец, надо отметить, что в двух текстах упомянуты индийские боги — Иньдра, Митра, Варуна, Насатья. Имена этих богов упомянуты в клятвенной формуле и не на первом месте. По-видимому, эти боги были богами царской семьи.
Пестрота населения Митанни усиливается еще с появлением в северной Сирии и западной Месопотамии арамейских племен ахламейцев, которые кочевали в этих областях, постепенно переходя к оседлости. Этот язык имел распространение за пределами собственно Митанни; мы встречаем его в Малой Азии, в документах Богазкеоя, а также в области царства Урарту у Ванского озера. Может быть, и в Закавказье, как показывают раскопки последних лет близ Тбилиси, сохранились черты хурийской культуры. Таким образом, распространение хуррийской культуры охватывает всю территорию северной Передней Азии. Это можно наблюдать, например, в религии. Хуррийский бог грозы и бури, Тешуп, почитался у хеттов и урартов (у последних под именем Тейшеба). Также хуррийская богиня солнца Хепат встречается у хеттов (например, в имени царицы Пуду-хепа, жены Хаттушиля III).
Хуррийцы подчинили на время Сирию и Палестину. На египетском языке Сирия называлась даже «Хару». Возможно, что своим движением хуррийцы толкнули гиксосов к вторжению в Египет. Митаннийские имена еще в XV в. до н.э. встречаются в Сирии и в Палестине.
Древний период истории Митанни еще мало изучен. Мы знаем лишь ряд царских имен в связи с теми завоеваниями, которые расширили границу государства на запад до Кархемиша на Евфрате, а на восток до Тигра. Значительная часть территории Ассирийского царства была захвачена Митанни; в их руках находились даже города Ниневия и Ашшур; некоторые области за Тигром, как Аррапха и племена гутеев и лулубеев, находились в полной зависимости от Митанни.
Столицей Митанни был город Вашшуккани (Вассокканни), отсюда митаннийцы направляли свои войска против Ашшура и городов Сирии. На основании сохранившихся изображений на каменных рельефах можно составить себе представление об организации и технике военного дела. Армия состояла в основном из пехоты; кроме того, большую роль играли колесничие («марйанне», «марьянни»), составлявшие дружину царя и набиравшиеся из среды хуррийской знати. Верховая конница, всадники еще почти не встречаются на изображениях. По-видимому, роль конницы, как и в египетской армии, играли легкие колесницы.
В середине XVI в. до н.э. совершил свой большой поход в Азию египетский царь Тутмос I, дойдя до границ Митаннийского царства на Евфрате. Здесь он поставил свою стелу с надписью, устанавливающей северную границу владений Египта. Этот поход сильно встревожил Митанни, которое видело в лице Египта серьезного противника. Другим противником Митанни была Ассирия, которая пыталась сбросить с себя иго Митанни. Во время одного похода в Ассирию в конце XVI в. до н.э. митаннийский царь Шаушшатар (Сауссадаттар) нанес большое поражение Ашшуру; город был захвачен, и митаннийцы унесли с собой большую добычу, в том числе двери из золота и серебра; области за Малым Забом, притоком Тигра, были также подчинены.
В западных областях власть Митанни простиралась до Тунипа и Катны в северной Сирии. К этому времени относится начало походов египетского фараона Тутмоса III в Палестину и Сирию, где он встретил сопротивление со стороны Митанни. Согласно его анналам на 33 год своего царствования (т. е. около 1490 г. до н.э.) Тутмос, находясь в области Оронта, вторгся в пределы Митаннийского царства. Царь Митанни вынужден был бежать за Евфрат, но египетские войска продолжали его преследовать. Через два года Тутмос снова столкнулся с Митанни и нанес им большое поражение. Несмотря на это Митанни продолжает оспаривать у Египта его власть в сирийских городах. Уже в конце своего долголетнего царствования Тутмос в битве при Кадеше (на р. Оронт) среди прочей добычи захватил у митаннийцев, пришедших на помощь Кадешу, до семисот пленных и около полусотни коней. Правда, при царе Парраттарне (ок. 1475 г. до н.э.) митаннийцы, воспользовавшись временной слабостью Египта, покорили все Восточное Средиземноморье от Киликии до Центральной Палестины.
Аменхотеп II возобновил борьбу с Митанни, но после первых успехов оказался отброшен на юг, в Палестину, и вынужден был заключить с Митанни невыгодный для себя мир (ок. 1430 г. до н.э.). Хотя надписи фараона, по своему обыкновению, преподносят это событие как изъявление покорности со стороны Митанни, они подчеркивают экстраординарность мирного соглашения Египта с этой страной — «происшествия, неслыханного со времени богов». Не смирившись с поражением, Аменхотеп II к концу своего правления вновь двинулся против Митанни и захватил Халпу в Северной Сирии.
После целого ряда поражений, которые египтяне нанесли Митанни, между ними устанавливаются дружественные отношения. Египет был заинтересован иметь не врага, а союзника у северных границ своих азиатских провинций. Митанни же ищет поддержки у Египта против усиливающихся в это время Ассирии и хеттов. Уже Тутмос IV был женат на дочери Артатамы I (Ардадамы), преемника Шаушшатара, а Аменхотеп III имел в своем гареме трех митаннийских царевен. По поводу брака с одной из них, царевной Гилухепа, был изготовлен скарабей, отмечающий, что ее сопровождала свита из 317 придворных.
Вместе с тем Митаннийский царь Тушратта (вторая половина XV в. до н.э.) просит царя Египта прислать ему золота, которого, казалось, в Египте так же много, как песку. Он обижен, когда фараон присылает ему не золотые, а деревянные позолоченные статуи. Тушратта посылает Аменхотепу III, когда тот в конце своего царствования заболел, чудодейственную статую богини Иштар Ниневийской (Ниневия тогда находилась под властью Митанни) и пишет при этом: «Я посылаю тебе ее, она отправилась. Уже во дни моего отца владычица ходила в эту землю и, как тогда ее чтили, так да почтит ее теперь мой брат в десять крат больше и да отошлет и вернет ее в радости». В тех письмах, которые сохранились в дворцовом архиве Телль-Амарны, видны дружественные отношения, установившиеся между главами двух великих держав. Из этих же писем мы узнаем, что Тушратта, опираясь на союз с Египтом, решает открыто выступить против хеттов.
Хеттским царем был в то время хитрый политик Суппилулиума. В письмах к Аменхотепу III митаннийский царь сообщает о своих победах над Суппилулиумой. Время царствования Тушратты (Тужратты) (ок. 1380-1355 гг. до н.э.) было временем большого расцвета Митаннийского царства –
Тушратта был в состоянии начать большую строительную деятельность. Им был выстроен великолепный дворец, который был роскошно обставлен. Но этот расцвет длился недолго.
Первый натиск хеттского царя Суппилулиумы был, в основном, отбит Тушраттой, возобновившим дружественные связи с Египтом. В то же время выясняется, что Аменхотеп III поддерживал дружественные отношения не только с Митанни, но и с Ассирией, где тогда уже царствовал, по-видимому, Ашшурубаллит. В Ассирию египетский царь посылает 20 талантов золота и тем самым приобретает ее дружбу. По-видимому, усиление Митанни угрожало Египту в его северных провинциях. Однако позднее в результате ссоры Тушратты с Эхнатоном, вылившейся в успешный митаннийский поход на египетские владения в Южной Сирии, Митанни вновь оказалось в изоляции и было немедленно разгромлено во второй кампании Суппилулиумы, навсегда отвоевавшего у Митанни его сирийские владения.
Пошатнувшаяся дружба с Египтом и войны с хеттами привели Митанни к временному упадку.
Ослабление власти Тушратты повело к дворцовому заговору, в результате которого Тушратта был убит одним из своих сыновей. Документы богазкеойского архива сообщают, что в это время ассирийцы вторглись в пределы Митанни: «…страна Митанни совершенно погибла, ассирийцы и алшейцы (Алше – в верховьях Тигра) разделили ее между собой». Митанни вынуждено было вернуть Ассирии захваченную еще Шаушшатаром добычу, в том числе дверь из золота и серебра.
Законный наследник престола Маттиваза (Саттиваса), сын Тушратты, едва не погиб во время этих дворцовых смут, но вовремя успел бежать под покровительство Суппилулиумы. Последний воспользовался придворными неурядицами в Митанни, а также борьбой, которая происходила в среде митаннийской знати, частично ориентирующейся на Ассирию, а частично на хеттов. Текст из Богазкеоя по этому поводу сообщает, как Суппилулиума «взял Маттивазу, сына царя Тушратты, за руку и возвел его на трон. Чтобы страна Митанни, великая страна, не погибла, великий царь призвал ее к жизни ради своей дочери. Маттивазу взял за руку и дал ему мою дочь в жены».
Таким образом, занимая территорию, которая была объектом споров Ассирии, хеттов и Египта, Митанни попала в полную зависимость от хеттов. Ассирия освободилась от власти Митанни и расширила свою территорию. Хетты, в лице Суппилулиумы, распространились до Евфрата и оказывали непосредственное давление на аморейские города Сирии, оспаривая здесь власть у Египта, который не был в состоянии защитить свои интересы, переживая трудное время реформ Эхнатона.
С этого времени Митанни неуклонно идет к упадку, существуя как зависимое от хеттов государство. В конце XIV в.до н.э. митаннийский царь Шаттуара I попытался перейти в наступление на Ассирию, но потерпел поражение и был захвачен в плен. Другая попытка, сделанная его сыном, также не увенчалась успехом. Хетты, на помощь которых он рассчитывал, не помогли, и ассирийцы захватили столицу Митаннийского царства Вашшуккани и ряд других городов до Кархемиша на Евфрате. На часть населения были возложены тяжелые строительные работы, царь со своей семьей, закованный в цепи, был уведен в Ашшур. Последняя попытка Митанни освободиться от ассирийского ига была сделана в XIII в. до н.э. (ок. 1260 г. до н.э.) Шаттуарой II, который получил поддержку у хеттского царя Хаттушиля III, современника египетского Рамсеса II.
Митаннийцы отступали под натиском ассирийцев вглубь степей и преграждали дальнейшее их продвижение в плодородные области, захватывая горные перевалы и колодцы на караванных путях. Но ассирийский царь Салманасар I обратил Шаттуару в бегство. Как говорят ассирийские тексты, при этом было захвачено в плен около пятнадцати тысяч хеттов, арамеев и митаннийцев. Митаннийское войско Шаттуары состояло уже в значительной своей части из хеттов. После этого удара, нанесенного ассирийцами, Митанни не могло уже оправиться. Митанни перестает существовать как самостоятельное государство и распадается на ряд мелких царств, стоящих большей частью под властью Ассирии. Торговое значение Митанни перешло к Ассирии.
Переселения эгейско-анатолийских племен на восток (первая половина XII в. до н.э.) и арамеев на север (вторая половина XI в. до н.э.) резко сократили этнический ареал хурритов, сведя его к долинам рек Чороха и Верхнего — Среднего Тигра. В миграции приняли участие и сами хурриты (так, по-видимому, некая племенная группа «хабов» продвинулась по Тигру и осела вдоль своего маршрута в нескольких изолированных районах, известных ассирийцам под одинаковым названием «Хабхи»). Последнее независимое государство хурритов — «Шубрия» (т. е. «Хурри» в аккадском переводе) — являлось остатком старого Алже, уцелевшим в потрясениях XII-XI вв. (Алже приняло название «Хурри» в знак своих великодержавных претензий еще в середине XIII в. до н.э., с ослаблением Митанни). Оно было уничтожено ассирийцами в 673 г. до. н.э. Хурриты, однако, оставались одним из крупнейших этносов Армянского нагорья и в середине — второй половине I тысячелетия до н. э, были известны своим соседям под именем «матиенов», т. е. «митаннийцев».
К сожалению, документы, которыми мы располагаем для истории Митанни, не дают возможности судить детально о социальном строе этого государства, которое просуществовало всего несколько сот лет. По-видимому, все же господствующим слоем в этом государстве были хуррийцы, которые держали в подчиненном положении покоренные ими племена амореев, арамеев и родственных хуррийцам субарейцев. Хуррийцы занимали здесь, примерно, такое же положение, как касситы в Вавилонии. Держались они исключительно силой оружия.
Страна, по-видимому, делилась на –
Последние имели единое представительство в масштабах всей страны, частично разделявшее с царями властные полномочия. Этой уникальной для древнего Востока чертой политического строя Митанни было обязано, вероятно, пришлому характеру правящей верхушки, обусловившему ее относительную изоляцию.
Дополнительные сведения дает архив Нузы, одной из крепостей периферийного хурритского царства Аррапха, находившегося на протяжении значительной части своей истории в вассальной зависимости от Митанни. Как выясняется, в хурритских странах существовали крупные дворцовые и храмовые хозяйства. Характерно отсутствие значительного слоя «царских людей» (илотов, крепостных):
Известны территориальные сельские общины «алу» и большесемейные домовые общины «димту» (дословно «башни», названные так по типичному обиталищу каждой большой семьи). Общинная земля рассматривалась, по общим правилам, как неотчуждаемая собственность общины в целом, и получить к ней доступ можно было только путем «усыновления» реального покупателя земли одним из общинников. «Димту» нередко специализировались на той или иной наследственной профессии, часто относящейся к ремесленно-торговому сектору.
В третьей четверти II тыс. до н.э. имущественная дифференциация, ростовщичество и долговая кабала привели к значительному разложению общин при внешнем сохранении их структуры. Ростовщики-кредиторы в форме «усыновления» проникали в общины, отделяли купленную или полученную за долги землю от основного общинного фонда, эксплуатировали членов «усыновившей» их домовой общины. С наибольшим размахом такими операциями занимались в Аррапхе члены царского дома (как наиболее богатые члены общества); один из них «усыновлялся» более сотни раз. Распространяется долговое рабство, в частности, займы под залог личности тех или иных членов большой семьи. Известны случаи продажи и самопродажи в бессрочное и долгосрочное (например, на 50 лет) рабство. Впрочем, рабы не были вполне бесправны и могли вступать в разнообразные правовые (в том числе семейные) отношения со свободными. Дети рабов, однако, обозначались в документах иными терминами, нежели потомство свободных. Среди дворцовых рабов выделялись приближенные к царской семье лица, получавшие от своих покровителей богатые подарки, занимавшие мелкие должности и т. д. Рабы отдавались внаем, продавались и покупались (цена на рабыню составляла около 0,25 кг серебра).
В целом относительная слабость хурритского государства и государственного хозяйства способствовала бурному развитию частной эксплуатации в пределах общинного сектора экономики. Верховная власть осуществлялась царем и так называемым «синагилой» — «вторым после царя» (должность престолонаследника-главнокомандующего, замешавшаяся одним из царевичей). Такая конструкция власти отражала, с одной стороны, военный, а с другой — архаический родовой характер митаннийской государственности. Общий надзор на местах осуществляли областеначальники.
Основой военного могущества Митанни было колесничное войско, укомплектованное служилыми воинами — «марйанне», которые являлись главной силой в войске Митанни. Мы имеем в источниках указания на ненависть народа к «марйанне». В этом была непрочность самого государства, вынужденного вести постоянную борьбу не только с внешними врагами, но и с покоренным населением своей страны.
Основными источниками для истории Митанни являются документы архивов Телль-Амарны, Богазкеоя и ассирийские летописи, в которых история Митанни представлена как история отдельных царей, дворцовых интриг и завоеваний.
Расскажи друзьям:
Оцени: