Палеолит. Верхний палеолит (40-10 тыс. лет назад)


Общая характеристика

Верхний палеолит, при всем разнообразии проявления культурных особенностей, — единая археологическая эпоха, связанная с деятельностью человека современного типа — Homo sapiens. На всем ее протяжении люди по-прежнему добывают средства существования охотой и собирательством. С социологической точки зрения, в эту эпоху происходит дальнейшее развитие первобытно-общинного и, по мнению большинства исследователей, родового строя.

Материальная культура в верхнем палеолите была иной, чем в предшествующую эпоху, вследствие усовершенствования техники обработки камня, широкого использования кости в качестве технического сырья, развития домостроительства, усложнения систем жизнеобеспечения, появления разнообразных форм искусства.

Людей верхнего палеолита чаще всего называют кроманьонцами по находкам в гроте Кроманьон во Франции, где в 1868 г. Э. Ларте обнаружил пять человеческих скелетов вместе с каменными орудиями и украшениями из просверленных раковин, перекрытых мощными толщами отложений. С тех пор найдено достаточно много антропологических остатков, позволяющих охарактеризовать кроманьонского человека как ярко выраженного представителя вида Homo sapiens. В настоящее время в Евразии известно более 80 находок костных остатков верхнепалеолитического человека, преимущественно все эти находки происходят из погребальных памятников. Важнейшие из них обнаружены:

  • во Франции — гроты Гримальди, Комб-Капелль, Ла-Мадлен и Ложери Ба, Ле-Плакар, Солютре и др.;
  • в Англии — пещеры Павиленд и Галлей-Хилл;
  • в Германии — Оберкассель;
  • в Чехии — Брно, Пржедмость, Младеч, Дольни Вестоницы, Павлов;
  • в России— Костенковско-Боршевский район, на стоянках Сунгирь, Мальта.

Природные условия и расселение людей

Расселение человека

Верхний палеолит был эпохой существенного расширения ойкумены. Стоянки этого времени известны в Старом и Новом Свете, Австралии. Заселение Северной Америки, вероятнее всего, произошло благодаря существованию мощного ледяного «моста» через современный Берингов пролив, который соединял Аляску, Камчатку и Чукотку. В силу суровых климатических условий вюрма этот «мост» существовал на протяжении многих тысячелетий, на его поверхности, покрытой наносами, время от времени даже возникала растительность. В научной литературе этот район, как правило, называют Берингией. Заселение Северной Америки через Берингию произошло около 30-26 тыс. лет тому назад с территории Восточной Сибири. Пришедшее население довольно быстро освоило весь Американский континент — верхнепалеолитические стоянки в Чили датируются временем 14-12 тыс. лет до н.э.

Человек активно осваивает северные области Земли — стоянки этого времени известны далеко за Полярным кругом: на средней Печоре, в низовьях рек Алдана и Лены, в бассейнах рек Индигирки и Колымы, на Чукотке, Камчатке, Аляске. Свидетельством того, что человек осваивает самые разнообразные природные и климатические зоны, являются стоянки, обнаруженные высоко в горах на Кавказе и Памире, в Средней Азии и на Ближнем Востоке, известны местонахождения в ныне безводных и пустынных районах. Стоянки верхнего палеолита залегают в разнообразных геолого-геоморфологических условиях: в долинах рек и на водоразделах, в равнинных и горных областях.

Многие памятники содержат богатые культурные слои с остатками жилых сооружений, многочисленными скоплениями изделий из камня и отходов производства, костей млекопитающих и т.п. В России и на прилегающих территориях известно более 1200 стоянок и местонахождений верхнего палеолита, многие из них многослойны. Так, например, в Костенковско-Боршевском районе на Среднем Дону известно более 20 памятников, на которых представлено более 60 культурных слоев. На основании их изучения известным русским археологом А.Н. Рогачевым были убедительно oпpoвepгнуты общепризнанные до середины XX в. представления о едином стадиальном развитии человеческого общества и его материальной культуры.

Верхнепалеолитическая эпоха отделена от современности сравнительно небольшим промежутком времени, она закончилась 12 тыс. лет тому назад, но, тем не менее, нельзя сказать, что она хорошо изучена — многие, не только частные, но и общие проблемы нуждаются в разрешении.

Подробнее про расселение читайте в статье — Расселение древних людей.

Природные условия

Начало верхнего палеолита соотносится со второй половиной среднего вюрма (валдая для Восточной Европы) — 50-24 тыс. лет тому назад. Это межледниковье (мологошекснинское), или мегаинтерстадиал, характеризовалось достаточно теплым климатом, временами аналогичным современному, отсутствием ледникового покрова в пределах всей Русской равнины. В средневалдайском мегаинтерстадиале выделяют по меньшей мере три периода с благоприятными условиям (три климатических оптимума), разделенных более холодными фазами. Последний из этих оптимумов был, по-видимому, наиболее теплым и наиболее продолжительным: он длился с 30-го по 22-е тысячелетие до н.э.

Начало позднего валдая (осташковское время) — 24-20 тыс. лет назад — характеризовалось постепенным похолоданием, наступлением ледника, достигшего своего максимального распространения около 20-18 тыс. лет назад. Это самый холодный период в течение всего вюрма. Конец вюрма, позднеледниковье (15-13,5-12 тыс. лет тому назад), — время некоторого улучшения климата, отступления ледника, происходившего не плавно, а как бы пульсациями: кратковременные периоды потепления чередовались с периодами похолодания.

В зависимости от колебаний климата, состав животных в том или ином регионе иногда очень резко менялся. В эпоху последнего оледенения (20-10 тыс. лет назад) холодолюбивые животные (северный олень, песец) проникли далеко на юг вплоть до юго-запада Франции и северных районов Испании. Это связывается с самым большим за весь плейстоцен похолоданием и обусловленным этим широким распространением окололедниковых ландшафтов.

Главная причина исчезновения и сокращения численности разных видов животных состоит в существенном изменении климата и ландшафтов. В последнее время высказываются также мнения о том, что в этих взаимосвязанных явлениях «повинны» изменения магнитного поля Земли, последняя инверсия полюсов имела место примерно 12-10 тыс. лет назад. Какими бы предпосылками ни предопределялись те или иные изменения органического мира (в том числе и фауны), главными причинами этих изменений, несомненно, являлись изменения всей природной среды, а не охотничья деятельность человека.

Около 12-10 тыс. лет тому назад обширные покровные оледенения, постепенно отступая, исчезают и наступает современная геологическая эпоха — голоцен.

Орудия труда

По сравнению с предыдущими эпохами сведения о верхнем палеолите гораздо разнообразнее и полнее. Знания о жизни палеолитического человека мы черпаем из изучения культурных слоев поселений, в которых сохраняются остатки жилых сооружений, каменные и костяные орудия и места их производства, кости животных, служивших охотничьей добычей, мелкие предметы утвари и домашнего обихода.

Каменные орудия и техника их изготовления

Для этой эпохи наиболее важными и характерными чертами можно считать широкое распространение призматической техники расщепления, виртуозную обработку кости и бивня, разнообразный набор орудий — около 200 различных типов.

Каменные орудия верхнего палеолита

Каменные орудия верхнего палеолита:
1-3 — микропластинки с ретушью; 4, 5 — скребки; 6,7 — наконечники; 8, 9 — острия; 10 — призматический нуклеус со сколотой с него пластиной; 11-13 — резцы; 14, 15 — зубчато-выемчатые орудия; 16 — проколка

Значительные изменения произошли в технике расщепления каменного сырья: опыт многих тысячелетий привел человека к созданию призматического нуклеуса, с которого скалывались заготовки относительно правильной формы, близкой к прямоугольной, с параллельными краями. Такая заготовка называется, в зависимости от размеров, пластиной или пластинкой, она позволяла наиболее экономно расходовать материал и служила удобной основой для изготовления разнообразных орудий. Заготовки-отщепы, не имеющие правильной формы, по-прежнему были широко распространены, но, будучи сколотыми с призматических нуклеусов, они становятся тоньше и сильно отличаются от отщепов более ранних эпох. Техника ретуширования в верхнем палеолите была высока и весьма разнообразна, что позволяло создавать рабочие края и лезвия разной степени приострения, оформлять различные контуры и поверхности изделий.

Орудия верхнего палеолита меняют свой внешний облик по сравнению с более ранними эпохами: они становятся меньше и изящней благодаря изменению форм и размеров заготовок и более совершенной технике ретуширования. Разнообразие каменного инвентаря сочетается со значительно большей устойчивостью форм изделий.

Среди всего многообразия орудий есть группы, известные по предшествующим эпохам, но появляются и получают широкое распространение новые. В верхнем палеолите существуют такие известные ранее категории, как

  • зубчато-выемчатые орудия,
  • скребла,
  • остроконечники,
  • скребки,
  • резцы.

Удельный вес некоторых орудий увеличивается (резцы, скребки), других, наоборот, резко уменьшается (скребла, остроконечники), а некоторые исчезают совсем. Орудия верхнего палеолита более узкофункциональны по сравнению с предшествующими эпохами.

Одним из важнейших и самых распространенных орудий верхнего палеолита был резец. Он был предназначен для резания твердых материалов, таких как кость, бивень мамонта, дерево, толстая кожа. Следы работы резцом в виде конических канавок отчетливо видны на многочисленных изделиях и заготовках из рога, бивня и кости со стоянок Западной и Восточной Европы. Однако в инвентаре некоторых археологических культур Сибири и Азии резцы отсутствуют, по-видимому, их функции выполняли другие орудия.

Скребки в верхнем палеолите были одной из самых массовых категорий орудий. Они обычно изготовлялись из пластин и отщепов и имели выпуклое лезвие, обработанное специальной скребковой ретушью. Размеры орудий и угол заострения их лезвий очень разнообразны, что обусловлено их функциональным назначением. На протяжении многих тысячелетий от мустье до железного века этот инструмент использовался для обработки шкур и кожи.

Скребками производилась одна из основных операций — мездрение, т.е. очистка шкур и кожи, без которой их нельзя было использовать ни для шитья одежды и обуви, ни для устройства кровли жилищ и изготовления различной тары (сумки, мешки, котлы и т.д.). Большое разнообразие пушнины и кож требовало соответствующего количества необходимых инструментов, что наглядно видно из археологических материалов.

В палеолите скребком чаще всего работали без рукоятки движениями «на себя», растягивая шкуру на земле и закрепляя ее колышками или расстилая на колене.

Изготовление и использование верхнепалеолитических кремневых орудий

Изготовление и использование верхнепалеолитических кремневых орудий: 1 — раскалывание призматического нуклеуса; 2, 3 — работа резцом; 4-6 — употребление концевого скребка

Рабочий край скребков быстро изнашивался, но длина его заготовки обеспечивала возможность многократной подправки. После мездрения и обработки золой, в которой много поташа, шкуры и кожи сушились, а затем выминались с помощью костяных лопаточек и лощил, а кроили их ножами и резцами. Для шитья изделий из кожи и меха служили мелкие острия и проколки и костяные иглы. Небольшими остриями проделывали отверстия в коже, а затем скроенные фрагменты сшивались с помощью растительных волокон, жил, тонких ремешков и пр.

Острия не представляют собой единой категории, эти разнообразные орудия объединены одним общим признаком — наличием острого ретушированного конца. Крупные экземпляры могли использоваться для охотничьего вооружения в качестве наконечников копий, дротиков и стрел, но их же могли использовать для работы с грубыми и толстыми шкурами таких животных, как бизон, носорог, медведь, дикая лошадь, необходимыми при постройке жилищ и для других хозяйственных целей. Проколки представляли собой орудия с выделенным ретушью, относительно длинным и острым жальцем или несколькими жальцами. Жальцами этих орудий прокалывали кожу, отверстия потом расширяли при помощи проверток или костяных шильев.

Составные орудия труда

Во второй половине верхнего палеолита появляются составные, или вкладышевые, орудия, которые, несомненно, были очень важным новым технологическим достижением. На основе призматической техники раскалывания человек научился делать правильные миниатюрные пластинки, очень тонкие и имеющие режущие края. Такая техника называется микролитической. Изделия, ширина которых не превышала одного сантиметра, а длина — пяти сантиметров, называют микропластинками. Из них изготовлялось значительное количество орудий, в основном — микроострия и четырехугольные микропластинки с притупленным ретушью краем. Они-то и служили вкладышами — составными частями лезвия будущего изделия. Вставляя ретушированные микропластинки в основу из дерева, кости или рога, можно было получить режущие лезвия значительной длины и разнообразной формы. Основу сложной формы можно было вырезать с помощью резцов из органических материалов, что было гораздо удобней и легче, чем делать такой предмет целиком из камня. Кроме того, камень достаточно хрупок и при сильном ударе орудие могло сломаться. При поломке составного изделия можно было заменить только поврежденную часть лезвия, а не делать его целиком заново, такой путь был гораздо экономичнее. Особенно широко этот прием применялся при изготовлении крупных наконечников копий с выпуклыми краями, кинжалов, а также ножей с вогнутыми лезвиями, которые употреблялись при сборе диких злаков жителями южных областей.

Характерной чертой орудийных наборов верхнего палеолита является большое количество комбинированных орудий — т.е. таких, где на одной заготовке (отщепе или пластине) располагалось два-три рабочих лезвия. Возможно, что это делалось для удобства и ускорения работы. Наиболее часто встречаются сочетания скребка и резца, скребка, резца и проколки.

В эпоху верхнего палеолита появились принципиально новые техники обработки твердых материалов — сверление, пиление и шлифование, однако только сверление применялось достаточно широко.

Сверление было необходимо для получения разнообразных отверстий в орудиях, украшениях и других бытовых предметах. Производилось оно с помощью лучкового сверла, хорошо известного по этнографическим материалам: в тетиву вставляли полую кость, под которую постоянно подсыпался песок, и при вращении кости высверливалось отверстие. При сверлении более мелких отверстий, таких как игольные ушки или дырочки в бусинах или раковинах, применялись кремневые сверла — каменные орудия небольшого размера с выделенным ретушью жалом.

Пиление применялось в основном для обработки мягких пород камня, таких как мергель или сланец. На статуэтках, сделанных из этих материалов, видны следы пиления. Каменные пилки — вкладышевые орудия, они делались из пластинок с ретушированным зубчатым краем, вставленных в твердую основу.

Шлифование и полирование чаще всего использовались при обработке кости, но иногда встречаются орудия, в основном массивные и, по-видимому, связанные с обработкой дерева, у которых лезвия обработаны с помощью шлифования. Более широкое применение эта техника приобретает в мезолите и неолите.

Костяные орудия и техника обработки кости

Новым в верхнем палеолите является очень широкое использование кости, рога и бивней для изготовления орудий, утвари и украшений, мелкой пластики. Изредка костяные орудия изготовлялись и в более ранние эпохи, но тогда человек недостаточно владел техникой обработки этого материала. В верхнем палеолите при обработке кости уже применяются сложные приемы — рубка, резание ножом или резцом, сверление, обработка поверхности при помощи абразивов. Процесс обработки кости включал ряд операций, каждая из них требовала специальных инструментов из кремня или мягкого камня. При обработке кости, вероятно, применялось нагревание, вымачивание и т.д.

Орудия из кости разнообразны — это острия, которые, возможно, служили наконечниками копий, гарпуны из рога оленя, различные шилья, проколки, иглы, булавки, лощила, тесла, мотыги, так называемые выпрямители копий или «жезлы начальников». Иглы из кости практически не отличаются от современных по размерам, разве что немного толще. Их вырезали из плотной кости и шлифовали, ушко либо прорезалось, либо просверливалось. Иглы находят вместе с игольникамим — маленькими цилиндрическими коробочками, сделанными из трубчатых костей птиц. Часто орудия из кости очень тщательно обработаны и украшены орнаментом.

Условия жизни и хозяйство

Жилища

Реконструкция жилища на стоянке Молодово 1 (Украина). Первое мустьерское жилище овальной формы размером 7×10 м. Обложено костями мамонта.

Реконструкция жилища на стоянке Молодово 1 (Украина). Первое мустьерское жилище овальной формы размером 7×10 м. Обложено костями мамонта.

Если от предшествующих эпох до нас дошло очень мало остатков жилых сооружений, то для верхнего палеолита их сохранилось довольно много. Люди по-прежнему использовали природные убежища — гроты, навесы и пещеры, но также строили искусственные сооружения на стоянках под открытым небом. Жилища различаются по размерам, форме, конструктивным особенностям и материалам. В одних случаях для постройки жилища использовалось большое количество костей мамонта или других крупных животных, в других — иные материалы. Так, на сибирских стоянках Мальта и Буреть таким строительным материалом были камень и рога северных оленей, в некоторых других случаях употреблялись крупные камни разных форм. Все эти твердые материалы служили для создания цоколя жилой конструкции и укрепления его каркаса, который, вероятно, состоял из деревянных жердей. Каркас покрывался шкурами, которые могли закрепляться сверху крупными плоскими костями или другими доступными материалами. Наиболее близкими аналогами жилищам верхнего палеолита могут служить жилища северных народов типа чумов и яранг или легкие наземные жилища охотников-собирателей южных областей.

Наиболее распространенными были округлые или овальные в плане жилища с одним или несколькими очагами внутри. Их остатки обнаруживаются при раскопках стоянок в виде скоплений крупных костей мамонта или других крупных животных. Такое скопление имеет четкие границы и представляет собой остатки обвалившихся стен и кровли жилища. Нередко оно залегает в углублении. Дно углубления — это пол жилища, на котором при раскопках можно обнаружить разнообразные следы обитания — очаги, ямки-хранилища, зольные или охристые пятна, осколки кремня и кости, каменные и костяные изделия, угольки. Расположение находок позволяет судить о том, как использовалась площадь жилища, где располагались рабочие или спальные места, входы и выходы и т.д.

На территории России известно более 30 верхнепалеолитических жилищ различных типов. Наиболее хорошо изучены —

  • жилища Костенковско-Боршевского района и на стоянке Гагарино на Дону;
  • на стоянках бассейна Десны — Елисеевичи, Юдиново;
  • в Среднем Поднепровье — на стоянках Гонцы, Мезин, Добраничевка, Межиричи.
Палеолитическое жилище в Межиричах (Киевская область, Украина). 16-12 тыс. лет до н.э.

Палеолитическое жилище в Межиричах (Киевская область, Украина). 16-12 тыс. лет до н.э.

Часто в качестве основания жилища сооружался цоколь из черепов и крупных костей мамонта, представлявший надежную опору для стен. В Юдинове такой цоколь состоял из 20 черепов мамонтов, а в Межиричах в строительной конструкции использованы кости 149 особей мамонта.

Существовали в позднем палеолите и удлиненные жилища с несколькими очагами. Остатки такой конструкции длиной 12 м и шириной 4 м с тремя очагами исследованы на стоянке Пушкари. Похожие жилища известны на стоянке Костенки 4. Удлиненные жилища, возможно, имели двускатную кровлю, которая могла быть сделана из коры, травы или шкур животных.

Самым трудным для реконструкции является еще один тип позднепалеолитических жилых объектов — это сложно организованные овальные жилые площадки, площадью более сотни кв.м, с рядом очагов, расположенных по их длинной оси. По периметру такие площадки были окружены ямами-кладовыми и спальными (?) ямами-землянками. Ямы-кладовые служили, вероятно, для хранения мясных запасов, поскольку крупная охотничья добыча не могла быть использована в пищу сразу. Для перекрытия кладовых и землянок широко использовались крупные кости и бивни мамонтов. Такие жилые площадки характерны для костенковско-авдеевской культуры и обнаружены на стоянках Костенки 1 на Среднем Дону, Авдеево близ Курска, Зарайской неподалеку от Зарайска близ Москвы.

В более южных областях, где природные условия были значительно мягче, известны легкие наземные жилища типа шалашей или навесов и ветровых заслонов вокруг очагов. Ряд таких легких наземных сооружений известен на памятниках Франции (Пинсеван, Этиоль), на Балканах и на юге России (Мураловка, Каменные Балки, Осокоревка и др.). Единственными следами таких сооружений являются ямки от столбовых конструкций каркаса, очаги и скопления находок с четкими границами.

Реконструкция жилища с тремя очагами со стоянки Пушкари I.

Реконструкция жилища с тремя очагами со стоянки Пушкари I.

Несколько жилищ могли образовывать небольшой поселок, что показывает материал стоянок Добраничевка, Межиричи, Костенки 4, Мальта, Буреть. На некоторых стоянках выделяются комплексы, состоящие из жилищ и связанных с ними мастерских, где изготовлялись кремневые и костяные орудия, там же имелись очаги под открытым небом и разнообразные хозяйственные ямы. Население таких поселков, вероятно, образовывало сплоченную группу — род или общину.

Для определения длительности обитания человека на той или иной стоянке кроме археологических источников привлекаются разнообразные данные по палеоэкологии, палеодемографии и, с особой осторожностью, этнографии. Несмотря на то что многое в этом вопросе не вполне ясно, исследователи обычно говорят о преобладании относительной — сезонной — оседлости у палеолитических охотников-собирателей.

Украшения и одежда

Браслет с орнаментом. Мезинская стоянка (Черниговская облатсь, Украина).

Браслет с орнаментом. Мезинская стоянка (Черниговская облатсь, Украина).

В верхнем палеолите широко распространяются украшения из кости животных и просверленных клыков, зубов, раковин. Это ожерелья из бусин, изготовленные из бивня мамонта, зубов животных и раковин моллюсков, нередко в них включаются более крупные подвески или бляхи. На голове носились скрепляющие волосы орнаментированные обручи (диадемы) из бивня мамонта, на руках — различные браслеты, вырезанные из бивня или составленные из нанизанных бус. Бусы и раковины украшали головные уборы или прически и одежду, что хорошо видно по материалам погребений и деталям антропоморфных статуэток.

О покрое и характере шитой одежды свидетельствуют как изображения людей, так и остатки украшений, нашитых на нее, обнаруженные в погребениях. Эти данные позволяют реконструировать несколько вариантов одежды. Так, на основании изучения женской статуэтки с сибирской стоянки Буреть можно говорить о существовании меховой одежды типа комбинезона, сшитого шерстью наружу, плотно облегающего тело с головы до ног. Более сложный костюм реконструируется по материалам погребений на стоянке Сунгирь. Костюм состоял из рубахи, штанов, обуви и плаща, заколотого крупной булавкой (фибулой). Одежда погребенных была богато расшита по швам бусинами, вырезанными из бивня, что образовывало декоративные каймы. Вообще о наличие достаточно сложной одежды говорят находки большого количества пряжек, пуговиц и различных бляшек-нашивок, сделанных из кости и часто орнаментированных.

Палеолитические украшения

Украшения: 1 — браслет (Мезин); 2, 6 — изображение птицы (Мезин), 3 — орнаментированная лопатка мамонта (Мезин); 4 — пластина из бивня мамонта, орнаментированная с двух сторон (Мальта); 5 — череп мамонта, орнаментированный красной охрой (Межирини); 7, 8 — фрагменты диадем с орнаментом (Авдеево).

Исследования последнего десятилетия позволяют считать, что в верхнем палеолите было широко распространено плетение, вязание и, в некоторых районах, ткачество. Образцы первого текстиля имеют возраст 26 тыс. лет и были обнаружены на ряде стоянок в Моравии (Центральная Европа). Растительным сырьем для него служили волокна крапивы и конопли.

Охота

Находки на стоянках большого количества костей разнообразных животных свидетельствуют о том, что охота была одним из основных занятий населения. По костным остаткам животных мы можем определить набор промысловых видов. Такими животными были мамонт, дикая лошадь, северный и благородный олень, бизон, сайга, а из хищников — волк, бурый и пещерный медведь, лисица, песец, из грызунов — заяц, байбак. Значительно реже находят кости птиц и рыб.

Иногда на стоянках встречаются целые скелеты песцов и других хищников — следовательно, эти животные не были употреблены в пищу. Это позволяет предполагать, что в некоторых случаях охота велась исключительно из-за меха. По характеру костных материалов можно проследить определенную избирательность охоты на тот или иной вид животных в зависимости от сезона, пола и возраста. Так, вышеупомянутые скелеты пушных зверей относятся к стоянкам, на которых жили в осенне-зимние сезоны, т.е. в то время, когда мех наиболее прочен. Кости животных, найденные на стоянках, как правило, принадлежат либо молодым, либо старым животным, а объем охотничьей добычи на стоянках не очень велик. Таким образом, охота не нарушала экологического баланса местности. Все это говорит о том, что представление о палеолитическом человеке как о бездумном хищнике явно устарело.

Листовидные и другие острия, наконечники с боковой выемкой, вероятно, служили навершиями охотничьего вооружения — копий и дротиков. Кроме того, на ряде стоянок обнаружены костяные наконечники для таких орудий, как копья и гарпуны. Часто изготовлялись вкладышевые наконечники: в пазы костяного наконечника закрепляли острые кремневые пластинки. На некоторых стоянках Франции были найдены копьеметалки, которые увеличивали дальность полета метательного оружия и силу удара. В верхнем палеолите, по-видимому, были изобретены лук и стрелы. Ряд исследователей предполагают, что в это время начинается одомашнивание волка (стоянка Авдеево).

Для верхнего палеолита реконструируются различные способы охоты:

  • при помощи ловчих ям,
  • загонов или облав,
  • засад у водопоев,
  • с помощью разных ловушек и пр.

Охота требовала четкой организации всех действий коллектива. На одной из французских стоянок найден охотничий рог, который, как известно, служит для передачи сигналов группам охотников на различных стадиях охоты.

Охота обеспечивала людей пищей, материалом для одежды и строительства жилищ, давала очень важное сырье для изготовления разных изделий — кость (которая, кроме того, служила топливом). При этом охота не могла удовлетворить всех потребностей человека и существенно дополнялась разнообразным собирательством, роль которого была велика, особенно в южных регионах.

Духовная жизнь

Религиозные представления. Погребения

Духовная жизнь палеолитического человека развивалась в непосредственной связи с дальнейшим освоением мира и развитием материальной культуры. Первобытные верования являются отражением определенных выводов, представлений и понятий, возникших в результате длительных наблюдений за явлениями природы и накопленного жизненного опыта. Уже в мустьерскую эпоху у человека начинает складываться комплекс представлений, объясняющих важнейшие основы мироздания. Не отделяя своего существования от окружающего мира и наблюдая различные природные явления, первобытные люди приписывали себе способность вызывать или творить те же явления и, с другой стороны, приписывали силам природы, животным и неодушевленным предметам различные способности и возможности, присущие только человеку. Этот комплекс представлений получил название анимизма.

Убеждение в существование связи человека с каким-либо животным или растением привело к возникновению еще одного направления первобытных верований —тотемизма. Тотемизм возникает вместе с возникновением родового общества. Его основой является представление о том, что все члены одной родовой группы происходят от определенного животного, растения или даже неодушевленного предмета — тотема.

Реконструкция костюма мужчины 40-50 лет из погребения Сунгирь-1.

Реконструкция костюма мужчины 40-50 лет из погребения Сунгирь-1.

Главной причиной возникновения погребальной практики, как уже говорилось выше, явилось дальнейшее развитие социальной организации и усложнение мировоззренческих представлений. К настоящему времени известно около 70 погребений верхнего палеолита, обнаруженных пока только в Евразии. В эту эпоху, несмотря на относительно немногочисленные находки погребений, можно говорить о некоторых устойчивых чертах погребальной практики. Умершие люди помещались в могильные ямы, зачастую окруженные или покрытые камнями и костями, погребальный инвентарь представлен украшениями, каменными и костяными изделиями, часто использовалась красная охра.

Погребения расположены, как правило, на стоянках или в обитаемых пещерах. Позы погребенных весьма разнообразны. Погребения бывают одиночными и коллективными. Так, например, на стоянке Пржедмость (Чехия) было найдено коллективное погребение, содержавшее остатки не менее 20 человек: 8 скелетов принадлежало взрослым, остальные — детям. Скелеты лежали по большей части скорченными на боку, иногда были обложены лопатками мамонта или перекрыты камнями. Парные и тройные погребения обнаружены в гротах Гримальди на юге Франции, в Моравии, на стоянке Сунгирь под Владимиром, на стоянке Мальта на Ангаре.

Мужское и парное детское погребения Сунгиря представляют особый интерес благодаря прекрасной сохранности и богатейшему инвентарю. Мужское погребение содержало более трех тысяч бусин из бивня мамонта и зубов песца. Их расположение на скелете позволяет реконструировать костюм, состоящий из рубахи без разреза спереди и штанов, соединенных с обувью. На голове погребенного был головной убор, украшенный нашитыми резными бусами, на руках — браслеты из кости. На дне могилы лежал кремневый нож и скребло. Погребенный лежал в вытянутом положении на спине и был густо засыпан охрой.

Реконструкция погребение мальчика и девочки из захоронения Сунгирь-2 и Сунгирь-3.

Реконструкция погребение мальчика (12-14 лет) и девочки (9-10 лет) из захоронения Сунгирь-2 и Сунгирь-3.

Практически рядом с этим погребением было обнаружено еще одно, по необычности обряда и богатству инвентаря выделяющееся среди других. В могильной яме длиной 3 метра лежали два скелета в вытянутом положении, обращенные головами друг к другу. Они принадлежали подросткам — мальчику и девочке, захороненным одновременно. Одежда погребенных была богато украшена нашитыми резными бусами и другими костяными украшениями. Рядом с детьми было положено уникальное охотничье вооружение — копья, превышающие длиной 2 метра, сделанные из цельного выпрямленного бивня мамонта, длинные и короткие костяные кинжалы. На груди мальчика лежал амулет фигурка костяной лошадки. Интересно заметить, что такая же фигурка, украшенная спиралевидным орнаментом, выполненным рядом ямок, была найдена в культурном слое стоянки.

Богатый материал для исследования погребального обряда дают стоянки Костенковско-Боршевского района. На них обнаружено четыре погребения. Погребение на стоянке Костенки 2 было обнаружено рядом с жилищем в специально пристроенной к нему овальной камере из костей мамонта. Положение скелета позволяет предположить, что покойный был помещен в погребальную камеру в сидячем положении со связанными ногами. Погребение со стоянки Маркина Гора (Костенки XIV) содержит полностью сохранившийся скелет мужчины примерно 25 лет, лежащий в простой грунтовой яме, пол которой был густо засыпан охрой. Погребенный был положен на бок в сильно скорченной позе, рядом с ним найдены три кремневых отщепа, фаланга мамонта и заячьи кости.

Уникальными являются конструкция и обряд погребения на стоянке Костенки XV. В овальной могильной яме, расположенной под полом жилища, в сидячем положении, на искусственно сооруженном сидении был погребен мальчик 6-7 лет. Найденный в погребении инвентарь представлял собой богатый набор из 70 разнообразных костяных и каменных орудий труда. На голове погребенного находился убор, украшенный более чем 150 просверленными зубами песца. Дно могилы было густо окрашено желтой и красной охрой.

Палеолитическое искусство

В искусстве позднего палеолита проявилось богатство духовного мира древних охотников и собирателей. Хотя начало изобразительной деятельности можно относить и к эпохам позднего ашеля и мустье, ее расцвет приходится на пору верхнего палеолита. Открытые в конце XIX в. образцы верхнепалеолитической живописи были столь совершенны, что современники сначала отказывались верить в их древний возраст, и лишь в результате длительной и бурной дискуссии они были признаны подлинными.

Фигурки из разных материалов со стоянки Авдеево.

Фигурки из разных материалов со стоянки Авдеево.

В настоящее время феномен палеолитического искусства общепризнан и является предметом всестороннего изучения. В палеолитическом искусстве выделяют три основные группы памятников (три основных жанра):

  • монументальное — пещерная живопись и рельефы;
  • искусство малых форм — мелкая пластика (статуэтки, небольшие пластинки из кости с гравировками);
  • прикладное — украшения, художественно оформленные предметы быта и пр.

Зарождение и расцвет верхнепалеолитического искусства свидетельствует о завершении формирования сознания, о появлении новой, совершенно специфической — человеческой деятельности, направленной на создание первой модели мира.

Основными изобразительными мотивами пещерной живописи и мелкой пластики были образы зверя и человека. Некоторые рисунки и скульптуры выполнены столь реалистично, что палеонтологам удается определить по ним вид животных, вымерших ныне. Особенно часто встречаются среди изображений мамонт, бизон, лошадь, хищники.

Считается, что зооморфные изображения появляются несколько раньше, чем антропоморфные. Наиболее ранним памятником пещерной живописи (28 тыс. лет назад) в настоящее время является пещера Шове во Франции, где представлены прекрасные композиции изображений лошадей, львов и других животных. Монументальные росписи наиболее полно представлены в пещерах юга и юго-запада Франции, севера Испании, Италии, а также Сербии, Хорватии. Там известно около 120 таких объектов. Такие памятники, как пещеры Альтамира, Ляско, Пеш-Мерль, Нио, Трех Братьев, представляют яркие примеры полихромных живописных композиций. По мнению одного из крупнейших археологов XX в. А. Леруа-Гурана и многих других ученых, пещерные росписи не были просто бессистемным рядом изображений, а могли служить «записями-иллюстрациями» к древнейшим мифам. Так, бизон в пещерной живописи олицетворял женское начало, лошадь — мужское, а различные сочетания их изображений могли отражать какие-то мифологические сюжеты.

Изображения человека достаточно редки в монументальном искусстве и, в отличие от изображений животных, более условны. Известны изображения, сочетающие в себе черты человека и животного. Как правило, их интерпретируют как участников обрядов, связанных с охотничьей магией.

Таковы, например, фигура «шамана» из пещеры Трех Братьев или сцена ритуального поедания бизона из пещеры Раймонден и т.п. Следует отметить, что несколько таких изображений представлено и в мелкой пластике — наиболее известна фигурка стоящего мужчины с головой льва из Хохленштейн-Штадель (Германия). По-видимому, все они связаны со сходным кругом представлений, основанных на тотемизме.

В России пещерная живопись обнаружена в Каповой и Игнатьевской пещерах на Урале. Возраст культурного слоя в этих пещерах — около 14 тыс. лет. На стенах пещер открыты изображения мамонтов, носорогов, лошадей и геометрических фигур.

Первобытные художники пользовались минеральными красками: мелом, углем и охрой желтого, красного или вишневого цвета. В темных пещерах человек рисовал при свете костра, факела или лампы. Фрагменты такой глиняной лампы были обнаружены при раскопках в Каповой пещере.

Кроме образцов настенной, как правило, полихромной живописи, в монументальном пещерном искусстве представлены рельефные изображения, выполненные в технике гравировки и пикетажа. Пикетаж — техника создания изображения посредством выбивания точечных углублений. Наиболее известны высокий рельеф женщины с рогом из пещеры Лоссель и парная группа бизонов из пещеры Тюк де Одубер, выполненная как горельеф, в 3/4 натурального объема.

Предметы искусства малых форм — статуэтки людей и животных и пластинки с их гравированными изображениями — распространены очень широко. В Центральной и Восточной Европе и Северной Азии таких находок гораздо больше, чем в Западной Европе. Фигурки животных отличаются высоким мастерством исполнения и большой выразительностью. Статуэтки мамонта, носорога, бизона, лошади, медведя, пещерного льва и других животных, возможно, предназначались для использования в магических обрядах и могли храниться в особых местах. Так, например, на многих стоянках статуэтки из бивня мамонта найдены в небольших ямках-хранилишах под полом жилищ, иногда они встречаются в погребениях (лошадка со стоянки Сунгирь).

Кроме млекопитающих изображались птицы, рыбы и змеи. Целая серия скульптурных изображений водоплавающих птиц происходит с сибирской стоянки Мальта: птицы изображены в движении — они плывут или летят, раскинув крылья. Также в движении выгравированы и извивающиеся змеи на крупной пластинке из бивня мамонта, найденной на той же стоянке. Изображения рыб, змей известны на гравированных пластинках со стоянок Западной и Восточной Европы. Многочисленные изображения птиц, змей и рыб могут быть связаны с развитием ранних мифологических представлений о стихиях природы — воздухе, земле, воде.

Среди антропоморфной пластики преобладают изображения женщин — так называемых «палеолитических Венер», сейчас их известно около 200. Мужские изображения немногочисленны. Большая часть статуэток изображала женщин в полный рост, хотя известны и изображения женских головок и отдельных частей тела. Многие статуэтки найдены внутри жилищ или рядом с ними. Нередко их находят рядом с очагами или в специально вырытых ямках.

Европейские статуэтки изображают, как правило, обнаженных женщин с подчеркнутыми женскими формами, часто украшенных орнаментированными поясами и лентами, браслетами и даже кольцами, иногда со сложными прическами или головными уборами. Стройный тип «Венер» встречается в основном на сибирских стоянках. Известные женские фигурки со стоянок Мальта и Буреть более схематичны и уплощены, однако черты лица у них проработаны. Особенностью некоторых фигурок является покрывающий их сплошной орнамент, изображающий меховую одежду с капюшоном.

В пластике верхнего палеолита кроме реалистичных женских изображений присутствуют статуэтки, характеризующиеся высокой степенью обобщенности при создании женского образа, — это знаменитые «птички» со стоянки Мезин и рад западноевропейских статуэток с разных стоянок Франции и Италии.

Реализм женских изображений, с одной стороны, а с другой — акцентирование половых признаков, отображение признаков беременности позволяют говорить о значимости выражения именно материнского начала. Считается, что широкое распространение женских статуэток свидетельствует о формировании в верхнепалеолитическую эпоху культа женщины-матери и хранительницы очага.

Женские изображения могли служить талисманами, оберегами и использоваться для совершения различных магических обрядов.

Для изготовления предметов мелкой пластики применялся главным образом бивень мамонта, кость, янтарь, а также мягкий камень — мергель. Однако на стоянках павловской культуры (Чехия, Моравия), которые датируются 26-24 тыс. до н.э., были обнаружены статуэтки женщин и животных из обожженной глины, полученные в результате очень качественного обжига. Там же, на стоянке Долни Вестонице, были найдены остатки примитивной печи-горна для обжигания керамики и множество ее фрагментов. Эти находки датируются примерно тем же временем. То есть — это первое свидетельство изобретения человеком керамики. Еще одна керамическая антропоморфная фигурка была найдена на сибирской стоянке Майна (верхний Енисей). Интересно то, что их творцы, делая качественную керамическую пластику, следовательно, владея высокотемпературным обжигом, не пытались делать керамическую посуду.

Особый вид палеолитического искусства составляет орнамент. Он встречается на женских статуэтках, украшениях, пластинах из бивня и кости и даже на орудиях труда. Древние орнаментальные мотивы чрезвычайно разнообразны — от простейших фигур (точек, черточек, крестиков и их сочетаний) до сложного, искусно выполненного меандрового орнамента из Мезина, шестигранной сетки из Елисеевичей и двойной спирали из Мальты. Часть орнаментов — линии треугольников, косой крест и их комбинации — считаются «женскими», так как ими украшаются женские статуэтки и ряд костяных орудий, традиционно связываемых с женским трудом по изготовлению одежды.

Часто на орнаментированных предметах или бивнях с насечками выделяются группы элементов, повторяющихся в определенных числовых интервалах — наиболее распространены группы по 2, 5, 7 и кратные им. Наличие орнамента, построенного таким образом, позволило ученым выдвинуть гипотезу о происхождении счета (пятеричной и семеричной систем) и лунного календаря в эпоху палеолита.

Находки предметов палеолитического искусства на территории России и Украины распространены неравномерно, наибольшее их число найдено на стоянках Среднего Дона, Поднепровья, Десны и в Восточной Сибири.

Несомненно, что кроме изобразительных, в верхнем палеолите существовали и иные формы искусства, например такие, как музыка и танец. Об этом свидетельствуют находки на верхнепалеолитических стоянках флейт и свирелей, которые практически не отличаются от современных и до сих пор могут играть. На стоянке Мезин были исследованы остатки жилища, в котором у одной из стенок находилась группа крупных костей мамонта, украшенных росписью красной охрой. По предположению исследователей, эти предметы могли служить ударными музыкальными инструментами.

Культурные области и археологические культуры

В верхнем палеолите темпы развития человеческого общества возрастают, новые открытия и усовершенствования распространяются все быстрее и, вместе с тем, становятся заметнее местные различия в развитии материальной культуры.

Таблица соотношения основных культурных областей верхнего палеолита в Западной и Центральной Европе.

Таблица соотношения основных культурных областей верхнего палеолита в Западной и Центральной Европе.

Археологический материал не дает оснований для выделения единого или единственного центра, в котором возникла верхнепалеолитическая индустрия. Большинство исследователей предполагают, что многие археологические культуры верхнего палеолита сложились в ряде районов на основе местных мустьерских традиций. Этот процесс происходил на разных территориях, вероятно, около 40-36 тыс. лет назад.

Археологические культуры в каменном веке выделяются на основании типологического анализа кремневого и костяного инвентаря и технологии их изготовления. Археологическая культура для этой эпохи характеризуется определенным набором специфических типов орудий, изготовленных в одной технологической традиции, а также сходными формами (типами) жилищ и особенностями в изобразительном искусстве (если последнее имеется).

Предполагается, что различия между археологическими культурами отражают определенные различия в социально-культурных традициях, свойственных различным человеческим коллективам.

Долгое время большинство исследователей признавали стадиальность развития верхнего палеолита для всей ойкумены, при этом выделялось три общих стадии (эпохи): ориньяк, солютре и мадлен. Впоследствии к ним прибавился еще один весьма продолжительный этап — перигордьен.

В настоящее время благодаря материалам многолетних исследований общепризнано, что это не общие стадии развития материальной культуры, а достаточно большие культурные области, которые в некоторых случаях и на некоторых территориях Западной и Центральной Европы сменяют друг друга, а в других случаях сосуществуют. Внутри этих областей, так же как во всей верхнепалеолитической ойкумене, развиваются самобытные культуры. Выяснилось, что на достаточно ограниченной территории могут в одно и то же время сосуществовать и развиваться различные археологические культуры.

Западная и Центральная Европа

Общепризнано, что на начальных стадиях верхнего палеолита сосуществуют две основные культурные области — перигордьен и ориньяк, абсолютный возраст которых определен в 34-22 тыс. лет.

Происхождение материальной культуры перигордьена традиционно связывают с дальнейшим развитием варианта мустье с ашельской традицией, так как роль мустьерских элементов в каменной индустрии на начальном ее этапе велика, хотя со временем существенно уменьшается. Основная область распространения — Юго-Западная Франция.

Ориньякская культура известна в Испании, Франции, Бельгии, Англии. Наиболее характерной чертой ориньякской каменной индустрии можно считать особую «ориньякскую» ретушь, с помощью которой оформлялись разнообразные типы орудий. Широко распространены костяные наконечники плоской или веретенообразной формы — это первый устойчивый тип костяных орудий. Памятники Центральной Европы несколько отличаются от западноевропейских, в основном эти отличия проявляются в искусстве: западноевропейские рисунки животных выполняются, как правило, в профиль, а женские статуэтки более реалистичны и пластичны.

В рамках раннего верхнего палеолита Центральной Европы выделяют селетскую культуру, для которой характерно сочетание верхнепалеолитических и мустьерских типов изделий. На отдельных селетских памятниках даже встречаются острия, пластины и нуклеусы, выполненные в весьма архаичной леваллуазской технике. Наиболее узнаваемой формой может считаться крупный треугольный наконечник.

Несколько позже ориньякской возникает и продолжает сосуществовать одновременно с ней граветтская культура, возможно наследующая традиции перигордьена. Граветтские стоянки Чехии и Словакии, Австрии и Франции датируются 26-20 тысячелетиями до н.э. Для граветта характерен богатый орудийный набор, специфическими типами можно считать различные острия, среди которых выделяются асимметричные острия с боковой выемкой и ножи с обушком. Появляются микролиты и составные орудия. Разнообразны костяные изделия: острия, шилья, лопаточки, украшения. Для граветтских памятников характерно присутствие многочисленных образцов мелкой пластики — статуэток женщин и животных, выполненных из бивня и кости, камня или глины.

Граветтская культура представлена большим числом памятников, которые делятся на две группы, восточную и западную, вопрос об их взаимосвязи является дискуссионным.

Солютрейская культура распространена в Центральной и Южной Франции, кроме того, самостоятельный центр распространения сходной культуры существовал в Восточной и Северной Испании и в Португалии. На севере Западной Европы солютрейские памятники, особенно поздние, встречаются крайне редко.

Солютрейская культура относится к периоду между существованием граветтской и мадленской культур, но не связана с ними генетически. Радиокарбонные даты указывают на сравнительно короткий период ее существования (21-19/18 тыс. лет тому назад). Особенностью этой культуры является широкое распространение наконечников копий и клинков ножей. Преобладают формы лавролистных или иволистных наконечников, наконечников с черенком и с боковой выемкой, сделанных с большим совершенством путем обработки кремня с двух сторон отжимной ретушью. Этот способ обработки кремня заключался в том, что с помощью костяного отжимника с поверхности изделия снимались тонкие чешуйки; такую ретушь называют струйчатой, или «солютрейской».

Мадленская культура датируется периодом 18-12/11 тыс. лет тому назад. Собственно мадленская культура типична только для Франции, Бельгии, Северной Испании, Швейцарии и юга Германии, но характерные для нее черты — широко распространенная обработка кости и специфические типы костяных орудий, своеобразные черты в мелкой пластике — представлены в разной степени в позднепалеолитических культурах всей европейской приледниковой области от Франции до Приуралья. В Центральной Европе развитие индустрий происходит в основном на граветтской основе, но и сюда проникают с запада мадленские импульсы (влияние).

Относительно благоприятные климатические условия, сложившиеся в Европе в конце верхнего палеолита в результате отступления ледника и потепления (13-11/9 тыс. лет тому назад), дали возможность новым группам охотников на тундровых и степных зверей продвинуться на север. В Северо-Западной Европе они представлены гамбургской и аренсбургской культурами, а в Восточной Европе — свидерской.

Для гамбургской культуры характерны разнообразные кремневые орудия, среди которых — наконечники стрел с выемкой и своеобразные проколки. Распространены были орудия из оленьего рога с кремневыми вкладышами. Рыбу и птицу убивали односторонними гарпунами из рога северного оленя. Жилища представляли собой округлые и овальные палатки, покрытые шкурами оленя.

На памятниках аренсбургской культуры найдены многочисленные кремневые изделия — наконечники стрел, скребки, сверла и т.д. Наиболее характерны достаточно широкие и короткие асимметричные наконечники стрел и дротиков с черешком для закрепления изделия в древке, а также особые мотыгообразные орудия из рога северного оленя.

Свидерская культура синхронна аренсбургской. Поселения представляли собой временные стоянки на берегах рек, озер, часто на дюнах. Органические материалы не сохраняются в песке, поэтому свидерский инвентарь представлен только кремневыми изделиями: иволистными и черешковыми наконечниками, скребками на пластинах и отщепах, резцами различных форм и т.д.

Памятники, сходные со свидерскими и аренсбурскими, известны на северо-западных территориях, прилегающих к России; позже, в течение всего мезолита, эти традиции прослеживаются на территории всей лесной зоны Восточной Европы.

Восточная Европа, Сибирь и регионы Азии

Для Восточной Европы, Сибири и многих областей Азии, а тем более Америки схема развития западноевропейских культурных областей не реализуется, однако вследствие активного передвижения различных групп населения, обусловленных изменениями климата, мы можем наблюдать влияние той или иной культурной традиции на весьма удаленных территориях.

Таблица сравнения верхнепалеолитичесих культур Восточной Европы.

Таблица сравнения верхнепалеолитичесих культур Восточной Европы.

Восточная Европа демонстрирует разнообразие верхнепалеолитических культур, модифицируя различные ориньякоидные, селетоидные, граветтские, мадленские традиции и проявляя при этом большую самобытность.

Наиболее древними являются спицынская, стрелецкая, городцовская культуры, исследованные в Костенковско-Боршевском р-не на Среднем Дону. Спицынская и стрелецкая культуры относятся к одной хронологической группе, но их инвентари разительно отличаются друг от друга. Для спицынской культуры (36-32 тыс. лет назад) характерна призматическая техника расщепления, большинство орудий сделано из пластин правильной формы. Двусторонняя обработка отсутствует. Самая многочисленная группа орудий — разнообразные резцы, но много и скребков с параллельными краями. Совершенно отсутствуют мустьерские формы орудий. Найдены изделия из кости — лощила и шилья, украшения из белемнитов и кораллов.

В инвентаре стрелецкой культуры (35-25 тыс. лет назад), напротив, очень много мустьерских типов изделий, которые представлены скреблами, скреблами-ножами и остроконечниками с двусторонней обработкой. Основная заготовка — отщеп. Многочисленны скребки, тяготеющие к треугольной форме, почти столь же многочисленны треугольные острия с вогнутым основанием, тщательно обработанные с обеих сторон, — это самая выразительная форма среди орудий стрелецкой культуры. Других типов орудий очень мало.

Городцовская культура относится ко второй хронологической группе костенковских памятников (28-25 тыс. лет назад) и, хотя какое-то время она сосуществовала со стрелецкой культурой, сильно отличается от последней особенностями каменного инвентаря. Заготовками для изделий служат как пластины, так и отщепы. На ранних памятниках присутствуют мустьерские формы, но с течением времени доля их заметно уменьшается.

Краткий обзор только трех этих культур показывает культурное своеобразие каждой. Следует еще раз повторить, что в Костенковско-Боршевском археологическом районе (село Костёнки Воронежской области) выделяется на очень небольшой территории не менее восьми самостоятельных культурных образований.

Молодовская культура — хороший пример длительного автохтонного развития верхнепалеолитической индустрии, связанной с одноименной мустьерской культурой. Памятники молодовской культуры (30-20 тыс. лет назад) расположены в среднем течении рек Прут и Днестр. В процессе длительного существования этой индустрии совершенствовалась выделка изделий на удлиненных пластинчатых заготовках и пластинах, которые становились все меньше. В инвентаре культуры широко представлены специфические виды скребков, разнообразные резцы и острия. С самых ранних этапов ее существования появляются орудия на микропластинках, количество которых со временем постоянно возрастает.

Одним из ярких культурных образований Восточной Европы является костенковско-авдеевская культура (25-20/18? тыс. лет назад), памятники которой расположены в центральной части Русской равнины и удалены друг от друга на значительные расстояния — Костёнки и Гагарино на Среднем Дону, Авдеево на Сейме, Зарайская стоянка под Москвой. Каменный инвентарь богат и разнообразен, очень характерны крупные наконечники с боковой выемкой, листовидные острия, ножи с обушком. Многочисленны орудия из кости — острия и лощила, иглы и игольники, мелкие поделки. На стоянках найдено очень много образцов мелкой пластики и прикладного искусства, выполненных из бивня, кости и мергеля.

Наибольшее сходство памятники этой культуры имеют с материалами павловской культуры в Моравии и рядом памятников в Польше, Германии, Австрии. Эта культура входит в костенковско-виллецдорфское единство, граветгийское по своей природе, показывающее сложную картину взаимосвязи культур и памятников Западной, Центральной и Восточной Европы, подтверждающуюся сходством инвентаря, жилых комплексов и искусства.

Среднеднепровская культурная общность занимает обширную территорию в средней части бассейна Днепра и его притока — р. Десны и представлена рядом памятников (Мезин, Пушкари, Елисеевичи, Юдиново, Хотылево II, Тимоновка, Добраничевка, Межиричи, Гонцы), на которых сохранились остатки массивных жилищ. Это типичные поселения оседлых охотников, в число промысловых животных здесь, несомненно, входил мамонт. Эти памятники объединяют общие черты в домостроительстве, образцах искусства малых форм и орнаменте, каменном и костяном инвентаре.

В Северном Причерноморье для поздней поры верхнего палеолита выделяется ряд культур — каменнобалковская, аккаржанская, анетовская, носители которых жили в иных условиях, чем обитатели приледниковых областей. Климат здесь был значительно теплее, растительность богаче, а самыми крупными животными были дикая лошадь и бизон. Они-то и являлись основными промысловыми видами, хотя общий состав охотничьей добычи был значительно шире. Иные природные условия определяли и способы адаптации к ним древнего населения — на стоянках нет следов массивных строительных конструкций, ям для хранения запасов пищи в вечной мерзлоте. В каменном инвентаре много разнообразных орудий из микропластинок и вкладышей, в каменнобалковской культуре их количество достигает 30%. Основной орудийный набор типичен для верхнего палеолита, но обладает своеобразием для каждой из культур. Например, инвентарь каменнобалковской культуры имеет очень много сходства с инвентарем имеретинской культуры Кавказа, что говорит о возможности миграции населения оттуда на юг Русской равнины. В Сибири исследованы кокоревская, афонтовская, мальтинско-буретская и дюктайская культуры, подробнее о них можно прочитать в дополнительной литературе.

В настоящее время выделено много верхнепалеолитических культур в Евразии и Америке. Различия между ними существенны, что свидетельствует о независимом развитии культур и об их различном происхождении. В одних районах наблюдается автохтонное развитие от начала эпохи почти до ее конца. В других районах можно проследить приход на территорию распространения одной культуры генетически чуждых культур, прерывающих развитие местных традиций, и, наконец, иногда мы можем наблюдать сосуществование нескольких различных культур — как, например, в Костенковско-Боршевском районе (где исследовано более 60 памятников, относящихся не менее чем к восьми культурам).

В тех случаях, когда удается проследить непрерывное развитие археологической культуры, оказывается, что она может существовать очень длительное время. Например, ориньякская культура во Франции, имеретинская культура Грузии развивались по меньшей мере 10 тыс. лет. каменнобалковская на юге России существовала не менее 5 тыс. лет. Это говорит об успешности адаптации верхнепалеолитического населения к условиям окружающей среды.

Изучение разнообразия верхнепалеолитических культур позволяет решать вопросы о взаимосвязях и миграциях древнего населения и возможных путях заселения тех или иных территорий.

Расскажи друзьям:

Оцени:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (15 гол., ср.:4,73 из 5)
Загрузка...