Оглавление
В 27 г. до н. э. Октавиан объявил, что слагает с себя чрезвычайные полномочия и возвращает власть сенату и народу. Он постоянно подчеркивал, что от остальных магистратов он отличается только своим авторитетом, что он только первый в списке сенаторов — принцепс (отсюда вся система ранней империи получила название принципат). На деле же он сохранил всю полноту власти:
Сенат присвоил ему титул Августа — «возвеличенного божеством», что придавало его власти сакральный характер. А поскольку еще во время триумвирата была официально признана божественность Цезаря, то Август являлся еще и «сыном бога». В восточных провинциях он сразу же, по примеру эллинистических царей, был обожествлен. К концу его правления как в италийских, так и в некоторых провинциальных городах появились посвященные ему алтари, коллегии, обслуживавшие его культ. Клятва его Гением (Гений был божественной силой — носительницей всех способностей человека, его душой) считалась самой священной наряду с клятвой Юпитером. После смерти триумвира Лeпида, бывшего великим понтификом, эта должность тоже отошла к Августу. Таким образом, он и его преемники соединяли в своих руках всю полноту военной, гражданской и религиозной власти.
Август и его сторонники прокламировали, что он восстановил республику. Как уже упоминалось, для римлян республика могла сочетаться с любой формой правления, лишь бы она была законной и служила «общей пользе». Утверждение Августа понималось как отмена чрезвычайных полномочий триумвиров и восстановление свободы и традиционного строя, хотя на деле, конечно, вся система власти была изменена коренным образом. Формально народ остался суверенным, но все, чем когда-то граждане были обязаны гражданской общине, теперь они получали благодаря принцепсу. Сенат, пополненный приближенными Августа и ему подчиненный, внешне пользовался уважением как верховный орган управления (на деле на его усмотрение отдавались лишь маловажные вопросы), а сенаторы (для них был установлен ценз в 1 млн. сестерциев) оставались первым привилегированным сословием государства. Из их числа назначались высший командный состав армии, наместники провинций, префекты Рима. Всадники (их ценз определялся в 400 тыс. сестерциев) привлекались к разным вновь созданным должностям, к командованию воинскими частями, из них же назначался префект Египта — личного домена императора.
Август продвигал во всадническое и даже сенаторское сословия видных у себя на родине землевладельцев италийских городов. Им особенно импонировала его приверженность «нравам предков», выразившаяся, между прочим, и в мерах по укреплению семейных связей.
Внешне казалось, что осуществлена программа Цицерона — сплочение всех сословий, всех «лучших» на общую пользу.
Август был прирожденным государственным деятелем, мастером социальной демагогии. Не оскорбляя римских традиций и всячески подчеркивая свою скромность и умеренность, преданность старине, «нравам предков», древним культам (он восстанавливал старые храмы, забытые культовые коллегии и жреческие должности), он сумел использовать власть для решения важнейших вопросов, в частности для создания государственного аппарата. Из лучших солдат, уроженцев Италии, Август организовал под командой префекта из всадников 9 преторианских когорт гвардии, размещавшихся частично в Риме, частично по Италии. Главной задачей их была охрана порядка. Преторианцы служили всего 16, а не 20 лет, как легионеры, часто повышались в чине, становясь центурионами легионов. Все это обеспечивало их преданность императору.
Август образовал также три городские когорты, которые несли полицейскую службу и подчинялись лично префекту Рима. Они должны были «обуздывать рабов и чернь» и наблюдать за порядком. Армия была сокращена до 25 легионов, набиравшихся из римских граждан. Им были приданы пешие когорты и конные алы, которые набирались из провинциалов. Все эти части были размещены на границах государства или в провинциях, где могло возникнуть какое-либо недовольство. Командиры легионов, бывшие одновременно и наместниками провинций, подчинялись непосредственно Августу.
«Мирные» провинции, в которых не стояло войско, находились в ведении сената, хотя Август контролировал и их. Солдаты могли теперь дослужиться до поста центурионов, а особенно отличившиеся центурионы имели доступ в сословие всадников. После отставки солдаты получали земельные наделы. Так «нечестивые войны» превратились в оплот твердой власти и порядка.
Начав как преемник Цезаря, Август считал нужным склонить на свою сторону и плебс, хотя народные собрания в Риме фактически утратили значение, а затем и вовсе перестали собираться. Правда, народ получал раздачи, для него устраивались зрелища (особенно торжественно были отпразднованы так называемые секулярные игры, которые отмечались раз в сто лет), были также изданы некоторые законы в пользу плебса. Был восстановлен закон Петелия: неоплатный должник, отдав свое имущество кредитору, был свободен от кабалы, и всё им впоследствии нажитое оставалось ему. Вновь было разрешено организовывать в Риме и других городах поквартальные коллегии культа Ларов из плебеев, отпущенников и рабов, с тем, однако, чтобы они также воздавали культ и гению Августа.
Тем самым Август хотел обеспечить поддержку масс. Вместе с тем для создания любых коллегий требовалось специальное разрешение. Организация недозволенной коллегии приравнивалась к вооруженному захвату общественного здания. Плебс, таким образом, был поставлен под жесткий контроль. Чтобы пресечь проникновение в его среду «ненадежных» элементов, был нормирован отпуск рабов на волю.
Особое место занимали законы Августа о рабах. Согласно так называемому Силанианскому сенатусконсульту, в случае насильственной смерти господина все рабы, находившиеся с ним под одной кровлей или на расстоянии окрика и не пришедшие ему на помощь, подвергались пытке и казни. Понимая, однако, что опасно озлоблять рабов, Август стал проводить новую политику в отношении их: было введено ограничение злоупотреблений властью со стороны господ. Император лично подавал пример мягкого обращения с рабами и осуждал жестокость владельцев к рабам.
При Августе претерпела изменения и политика в отношении провинций. Роль публиканов ограничивалась; налоги в соответствии с проведенным по провинциям цензом стали собирать лишь агенты императора; собрания видных провинциалов получили право жаловаться на наместников в случае недовольства их действиями; в провинциях основывались колонии; преданные Августу лица получали привилегии. Так креп класс, способный проводить в провинциях римскую политику и все более зависящий от милости императора.
Август пользовался огромной популярностью, его воспевали как в надписях городов, так и в стихах поэтов, в трудах историков. По словам Горация, в это время все стали писать стихи, юноши и старцы, в банях и за столом. Творения старых римских поэтов и писателей стали казаться неуклюжими и даже иногда уже малопонятными. И хотя Август подчеркивал свое уважение ко всему исконно римскому, в его правление римская и греческая культура окончательно сливаются в одну, позднеантичную культуру распространившуюся и на провинции. Римские авторы освоили и совершенствовали эллинистические стили, отрасли литературы, образы, наполняя их содержанием, близким исконно римским ценностям.
Философия отступила на задний план перед поэзией. В правление Августа не были созданы новые философские труды, но философские раздумья, заимствованные из разных философских направлений, вплетались поэтами в их произведения. Время принципата Августа было временем расцвета римской цивилизации. Наиболее выдающимися были поэты Вергилий, Гораций и Овидий.
Вергилий (70-19 гг. до н.э.) родился близ Мантуи, при проскрипциях лишился своего имения, но получил от Августа другое и был принят в кружок Мецената, приближенного Августа, собиравшего талантливых авторов. Еще до битвы при Акции Вергилий опубликовал «Буколики» — сборник из 10 эклог, посвященный в основном любви пастухов и пастушек. Но уже в нем отразилось преклонение поэта перед Октавианом как перед благодетельным божеством. Особенно знаменита была его IV эклога, предвещавшая скорое наступление «золотого века». Позже, откликаясь на стремление Августа возродить пострадавшее от войн сельское хозяйство, Вергилий написал поэму «Георгики». Советы земледельцам перемежаются в ней с описанием природы Италии, обращения к сельским богам — с глубокими размышлениями. Особенно интересны мысли Вергилия о смене золотого века Сатурна железным веком Юпитера: при Сатурне, когда природа все сама давала людям, они жили беззаботно, но Юпитер пожелал, чтобы в тяжелых трудах люди научились изобретать нужные для жизни ремесла и искусства. «Все побеждает труд», — заключал он.
Самым знаменитым творением Вергилия, принесшим ему мировую славу, стала его поэма «Энеида», посвященная странствованиям Энея, его любви к царице Карфагена Дидоне, его разрыву с нею по приказу Юпитера, предназначившего ему стать предком основателей Рима, его прибытию в Италию, войне с племенами Италии за брак с дочерью царя Латина Лавинией. В «Энеиде» сочетались любовь автора к древним верованиям, обычаям, преданиям Италии с греческими философскими теориями о строении космоса, с учением о мировой душе и бессмертии человеческих душ, о посмертной судьбе душ, о награде в «полях блаженных» тем, кто служил родине делом и словом, и каре предателям, нарушителям римской верности, тиранам. Но главным в поэме было соединение «римского мифа» с рождавшимся «мифом Августа». Эней, с помощью пророчицы Сивиллы, спускается в царство мертвых, чтобы спросить своего отца Анхиза о будущем: Анхиз открывает ему его судьбу и судьбу Рима, который будет основан потомками Энея и которому предназначено править всеми народами, «милуя покорных и укрощая надменных». Анхиз показывает Энею ожидающие воплощения души царей и героев Рима и самого великого из них, исполнившего и завершившего миссию Рима, потомка Юла — Августа. Вергилий умер, не успев закончить «Энеиду». Но и это незавершенное произведение стало самым популярным памятником римской литературы.
Гораций (65-8 гг. до н.э.), будучи сыном небогатого вольноотпущенника, получил между тем прекрасное образование. За участие в войне на стороне Брута и Кассия он долго пребывал в немилости, но затем по ходатайству Вергилия был принят в кружок Мецената и получил небольшое имение в Сабинских горах. Творчество Горация многообразно по тематике, стилю, размерам стихов. Он считал, что римляне превзошли своих учителей-греков. В своем творчестве поэт отразил сложность и противоречивость современной ему эпохи. Воспевая старину и простую жизнь на лоне природы, он, однако, признавался, что не может жить без Рима Августа, столь непохожего на Рим Ромула. В его стихах эпикурейские призывы сливаются со стоическими проповедями суровой добродетели. Писал он и любовные стихи, и сатиры, высмеивающие пороки римского общества. Гораций видел в поэзии высокую миссию ее творца, призванного не только развлекать своих читателей, но прежде всего учить. Он должен совершенствовать свое мастерство, ибо посредственности «не терпят ни боги, ни люди, ни книгопродавцы». Как и другие поэты, Гораций восхищался Августом, называл его божеством. Для секулярных игр он написал исполнявшийся хорами юношей и девушек гимн в честь исконных богов Рима и пользовавшегося почитанием Августа Аполлона. В нем он обращался к богам с мольбой даровать Риму и Августу вечное счастье.
Овидий (43 г. до н.э. – 17 г. н.э.) прославился своими любовными стихами, и особенно поэмой «Метаморфозы», построенной на основе мифов о превращении людей в растения и животных и завершающейся мифом о превращении Юлия Цезаря в звезду. В поэме содержалось и учение о смене веков и защищались некоторые идеи пифагорейцев и т. п. Поэма Овидия «Фасты» была посвящена праздникам римского календаря (он успел довести ее только до июня). И здесь римская традиция постоянно сочетается с греческими мифами, перенесенными на римскую почву. Неудовольствие Августа вызвала поэма Овидия «Наука любви», поучавшая, как найти любовницу и обмануть мужа. Август увидел в ней насмешку над своим законодательством о браке, но знатной молодежи поэма нравилась. Несмотря на популярность, Август сослал Овидия в г. Томы (совр. Констанца) на Черноморском побережье. Там поэт писал «Скорбные послания» в Рим, описывая свою тяжелую жизнь среди варваров, моля о прощении, но так его и не обрел.
«Римский миф» нашел свое завершение и в римской истории, написанной Титом Ливием. Последние части сочинения не сохранились. Но и по известным нам текстам ясна цель автора — показать, как доблесть, патриотизм, почитание богов возвысили маленький городок на Тибре до положения владыки мира. Живший в Риме грек Дионисий Галикарнасский в своей книге «Римские древности» изложил первые этапы истории Рима, общность римских институтов, культов, верований с греческими.
Современниками Августа были и многие другие поэты, историки и писатели. Сам он написал краткое изложение своих «деяний» (оно дошло до нас в латинском и греческом вариантах). Множились и научные сочинения. Географ Страбон дал описание многих стран и народов. Агриппа, ставший зятем Августа, принимал участие в составлении карты империи. В связи с межеванием земель, отводившихся колониям, начали составлять свои труды землемеры, указывая способы межевания и измерения участков, правила наделения землей городов, сел, пагов. Витрувий написал трактат по архитектуре. В нем он дал правила основания городов с центральным форумом, где сосредоточивались храмы наиболее чтимых богов, с мощеными улицами, рынками, с храмом Меркурия; перечислил правила постройки зданий общественных — цирков, театров, амфитеатров — и частных — вилл, городских домов, методы сооружения механизмов для переноски тяжестей и т. д.
Известно, что Август принимал у себя писателей и ученых, даже если они были отпущенниками, как, например, Гигин, автор сочинений по грамматике, литературоведению, и т. п. Август сделал его заведующим учрежденной в Риме общественной библиотекой, где не только хранились книги, но и авторы читали свои сочинения и велись споры.
Однако, признавая необходимость образования, римляне больше интересовались практическим приложением наук, а не их теорией. Как однажды образно заметил Цицерон, греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же — чтобы измерять земельные участки.
Быстро развивалась техника, особенно строительная. Необходимость соединить разные части империи для военных и торговых нужд стимулировала строительство дорог, а потребность в воде — сооружение акведуков, часть из которых сохранилась до наших дней. Для постройки и ремонта водопроводов Август выделил рабов, специально обучавшихся водопроводному делу, а во главе их поставил начальника из числа сенаторов. Один из них, Фронтин, написал сочинение «О водопроводах». Новый водопровод для Рима соорудил Агриппа. Вода подавалась в общественные фонтаны, бани, частные дома знати, где комнаты и бани обогревались горячим воздухом, поступавшим из подвалов по трубам. Август говорил, что, застав Рим кирпичным, оставит его мраморным. Помимо реставрации 84 старых храмов были воздвигнуты новые, из которых особенно славились храмы Аполлона и Весты на Паллатине, включенные в комплекс дворца Августа, храм «божественного Цезаря», храм Марса Мстителя на новом Форуме Августа, продолжившем Форум Цезаря, и Пантеон Агриппы с огромным куполом — замечательным достижением римской техники. Не только в Риме, но и в италийских и некоторых провинциальных городах строились театры и цирки для гладиаторских игр, травли зверей, инсценировки сухопутных и морских сражений, для чего арена на время затоплялась водой.
Развитие архитектуры вело к развитию настенной живописи, лучше всего известной из раскопок домов в Помпеях. Стиль фресок варьировался, но обычно они состояли из красочных картин на мифологические, исторические, бытовые темы, часто с пейзажами, видами садов, сельских вилл. Остальные части стен покрывались изображениями цветочных гирлянд, светильников, колонн и т. п. Выполнялись они греческими и римскими мастерами, подражавшими греческой живописи. Греческие образцы воспроизводились и скульпторами (большинство творений великих греческих мастеров известно нам именно в римских копиях). Знаменитейшим их творением был посвященный сенатом Августу «алтарь Мира», со всех сторон украшенный барельефами.
На переднем его фасаде была изображена богиня Земли с символами изобилия и плодородия— двумя детьми, колосьями, лежащими у ее ног быком и овцой; на боковых — богиня Рома, Ромул, Рем и Эней, приносящие жертву, торжественные процессии. Многочисленные статуи Августа изображали его как полководца в панцире и как великого понтифика. Скульптурные портреты частных лиц отличались точной передачей черт, и в этом они расходились с греческими, идеализировавшими оригиналы. Интерес к психологии человека был отличительной чертой римского искусства и литературы. И Цицерон и Гораций требовали от оратора, драматурга, художника знания характера и психологии изображаемых ими персонажей, соответствия их полу, возрасту, социальному положению, занятиям. В речах Цицерона, в «Сатирах» Горация — целая галерея современников с их достоинствами, пороками, причудами, убеждениями. Такую же галерею дают нам римские портреты.
Принципат Августа казался современникам золотым веком. Одной из основных стала идея «вечного Рима». Но в этой умиротворенности таилась опасность, которая ярко проявилась при преемниках Августа. Казалось, что все желания общества удовлетворены, лозунги, за которые боролись разные его слои, стали лозунгами официальной пропаганды. Мысль о незыблемости существующего порядка становилась модной. Но это сопровождалось утратой коллективистских, общественных целей, вело к отчуждению, разрыву связей между человеком и обществом.
Уже при преемниках Августа стало ясно, что созданная им система далеко не так совершенна, как казалось его соратникам и почитателям. Когда в 14 г. н.э. Август умер (говорили, что последними его словами была фраза, произносившаяся актерами в конце спектакля: «Проводите меня аплодисментами, кажется, я неплохо сыграл свою роль»), его преемником стал усыновленный им Тиберий, сын Ливии от первого брака.
При Тиберии вновь выдвинула свои притязания сенатская оппозиция. Нового императора обвиняли в надменности, попрании свободы. Часть сенаторов не могла смириться с утерей прежнего привилегированного положения, права распоряжаться казной и хозяйничать в провинциях. Но Тиберий, опираясь на переведенные в Рим преторианские когорты и их командиров, отвечал репрессиями. Он использовал старый закон «Об оскорблении величества римского народа», направленный против государственной измены. Теперь же стали карать за действия и слова, оскорблявшие принцепса. Многие сенаторы были казнены, их имущество переходило к императору. Так началась борьба сенатской оппозиции с императорами, сперва из династии родственников Августа и Тиберия — Юлиев — Клавдиев (к ней принадлежали еще Калигула, Клавдий и Нерон), а затем из династии Флавиев (Веспасиана и его сыновей Тита и Домициана). Об этой эпохе известно главным образом из сочинений авторов, принадлежавших к оппозиции либо живших уже позже, во II в. н.э., когда к власти пришла династия Антонинов, официально порвавшая с политикой своих предшественников.
Прежде всего это философ Сенека, историк Тацит, автор биографий первых 12 Цезарей историк Светоний и сатирик Ювенал. Их сочинения на много столетий определили оценку императоров I в. н.э. и современного им общества. Первые рисовались обезумевшими от неограниченной власти деспотами, общество же представлялось как состоящее из развращенного плебса и льстивых, доносящих друг на друга сенаторов, среди которых были лишь отдельные герои, решавшиеся выразить свой протест молчанием, когда другие превозносили «тиранов». Особую ненависть, сената снискал Нерон, усыновленный Клавдием сын от первого брака его жены, честолюбивой и властной Агриппины, отравившей мужа, чтобы с помощью преторианцев возвести на престол Нерона. Сначала под влиянием своего воспитателя Сенеки он правил в согласии с сенатом, но затем сказались его низменные пороки. Он убил свою жену, дочь Клавдия Октавию, а потом, тяготясь опекой матери, подослал убийц и к ней. Когда сенат униженно приветствовал убийцу собственной матери, Нерон будто бы воскликнул: «До сих пор еще ни один принцепс не знал, как далеко он может зайти!»
Заговор против него, открытый по доносу раба, дал повод к массовым репрессиям, казням и конфискациям. Ревнителей «нравов предков» возмущало пристрастие Нерона к поэзии, музыке и театру. Нерон сочинял стихи и песни, выступал на сцене, ездил по Греции с артистическим турне, упиваясь лестью зрителей. Он выстроил себе роскошный дворец, «золотой дом», и отстраивал Рим, сильно пострадавший от пожара летом 64 г. По слухам, пожар учинил сам Нерон, и, чтобы прекратить вызванные этими слухами волнения, вину свалили на появившихся в Риме христиан и жестоко с ними расправились.
В 68 г. восстали Галлия, Испания, Африка. В союзе с местным населением действовали стоявшие в провинциях войска, выдвигавшие своих претендентов на престол. Нерон был низложен, началась гражданская война, победу в которой одержал Тит Флавий Веспасиан, человек незнатный, но опытный полководец, в то время подавлявший начавшееся в 66 г. восстание в Иудее (окончательно оно было разгромлено его сыном Титом). Армия Веспасиана захватила Рим, и сенат утвердил его императором. Одновременно его полководец Петилий Цереалис подавил восстание в Галлии. Веспасиан вводит в сенат таких же выходцев из италийских городов, каким был он сам (он был родом из Реаты), но и ему приходилось сталкиваться с сенатской оппозицией. Отношения особенно обострились при его сыне Домициане. Возобновились репрессии, награждались доносчики из свободных и рабов, возобновились процессы по «оскорблению величества».
В 96 г. Домициан был убит, объявлен «тираном» (что вело к отмене его постановлений, уничтожению его статуй и даже имени в надписях). Императором стал ставленник сената Кокцей Нерва. Началась новая эпоха, известная в сенатской историографии как «золотой век Антонинов» (династия была названа по имени одного из ее представителей, Антонина Пия, и включала кроме Нервы Траяна, Адриана, Антонина Пия, Марка Аврелия и Коммода).
Но действительно ли был столь мрачным период правления Юлиев — Клавдиев и Флавиев? Каков был истинный характер этой эпохи? Отвлекаясь от личностей императоров, нельзя не признать, что тогда в различных сферах жизни был достигнут значительный прогресс. Многие же обвинения сенатской оппозиции были вызваны ее узкокорыстными интересами и консерватизмом. Она требовала продолжения жесткой политики в отношении провинций. При Клавдии была покорена и обращена в провинцию часть Британии, где уже сложилась проримская партия, на которую можно было опереться. То была эпоха широчайшего развития рабовладельческого способа производства в Италии, быстрого его распространения в западных провинциях. Высшие провинциальные слои вливались в римскую знать, осваивали римскую культуру и сами вносили в нее свой вклад.
Романизации провинций способствовала политика императоров I в. н.э. Они искали компромиссов с провинциальной знатью: галлы были допущены в сенат, в Британии после подавления вспыхнувшего там восстания местные верхи стали приобщаться к римскому образу жизни, не понимая, по словам Тацита, что любовь к римской роскоши делает их рабами. Испанским городам Веспасиан даровал латинское право, а это значило, что все магистраты города становились римскими гражданами. Некоторые перспективы открывались и перед простыми людьми: отслужив 25 лет во вспомогательных воинских частях, они выходили в «почетную отставку», получали с семьей римское гражданство, земельный надел и освобождение от податей. Такие ветераны становились надежными проводниками романизации и римской политики. Немалую роль играли и аграрные мероприятия принцепсов. В общем они старались поддерживать мелкое и среднее землевладение. Конфискованные земли знати они делили на участки между новыми владельцами, возвращали общинам захваченные частными лицами общественные земли, стимулировали освоение новых земель, составление земельных кадастров и т. д.
Их политика встречала поддержку средних и мелких собственников.
То было время, когда в синтезе римской и эллинской культур римский компонент еще играл значительную роль именно благодаря приверженности ему слоев, составлявших главную опору империи в I в. н.э.
Хотя экономика провинций оживлялась, в самой Италии стали намечаться признаки кризиса рабовладельческого сельского хозяйства. Как показал В. И. Кузищин, в это время сложилось несколько типов имений:
Теоретиком рационального сравнительно большого имения (но не латифундии) был Колумелла, доказывавший, что при соблюдении всех правил агрономии и при верной организации труда рабов такая вилла мажет давать доход не меньший, чем ростовщичество (6%).
Однако сам трактат Колумеллы демонстрировал практическую неосуществимость его идей. Уровень развития производства требовал инициативных и высококвалифицированных работников (по подсчетам современных историков, римские авторы упоминают более 40 специальностей сельских рабов). Но, по мнению Колумеллы, именно такие работники были ненадежны и склонны к мятежу: хороший, стоящий 8 тыс. сестерциев виноградарь благодаря знаниям строптив и непокорен, его надо выгонять на работу в колодках, а на ночь запирать в домашнюю тюрьму — эргастул. Естественно, что в таких условиях увеличивалось число надсмотрщиков, на которых шла значительная часть прибавочного продукта. В удаленных имениях, где рабы пользовались относительной свободой, имели свои хижины, семьи, несколько голов скота, положение было лучше, но связь с рынком оставалась слабой. В латифундиях попытки использовать сотни закованных рабов приводили к колоссальным расходам на управленческий аппарат.
Практики искали выхода в разных направлениях: сдавали часть земли виликам или мелкими участками арендаторам-колонам. За фиксированную (денежную или натуральную) или издольную ренту сдавали часть мастерских, образовывали товарищества (порой из отпущенников одного патрона), между членами которых делили производство, старались заинтересовать квалифицированных рабов, давая им в пекулий лавки и мастерские с инвентарем и рабами, предоставляя самостоятельно вести дело.
Теоретики, например Сенека, предлагали перестроить отношения между господами и рабами по образцу отношений между патронами и клиентами. Плиний Старший считал, что надо вернуться к мелким хозяйствам, для ведения которых достаточно сил небольшой фамилии. Поэты и писатели пропагандировали взаимную любовь господ и рабов.
Однако кризисные явления нарастали. Заинтересовать всех рабов было невозможно, распространение же аренды часто только удорожало производство. Рабы продолжали ненавидеть господ, убегали, убивали хозяев, несмотря на неуклонное соблюдение Силанианского сенатусконсульта.
Кризис раньше всего проявился в старых рабовладельческих районах Италии. Напротив, бывшая Цизальпинская Галлия, где еще оставалось много крестьян, а в крупных имениях преобладали колоны, процветала. Оттуда набирались преторианцы и легионеры, оттуда в конце I в. н.э. происходили многие сенаторы. Сенатская оппозиция скорбела об «утрате свободы», прославляла Брута, Кассия, Катона. На деле свобода в обычном понимании этого слова не стеснялась. При обязательном отправлении императорского культа каждый мог верить в любых богов, следовать идеям любого философского учения. Однако во всех слоях общества росла зависимость низших от высших и недоверие, с которым последние относились к любой неординарной личности. Господин не доверял знающим рабам; императоры боялись, как бы образованные, популярные сенаторы не стали их соперниками; положение простых людей характеризовалось ходячим афоризмом: «Опасно низкопоставленному превосходить других в искусствах».
Никто не был уверен в завтрашнем дне. Немилость императора, патрона, господина, тяжба, донос могли сразу лишить человека всего, чего он достиг. Модной стала лесть, искали милости высших, скрывали свои мысли, что ранее было уделом только рабов. Все это порождало у людей, не мирившихся с создавшимся положением, стремление сохранить хотя бы духовную свободу, внутреннюю независимость. Ответов искали в философии, в первую очередь в стоицизме, виднейшими представителями которого были Сенека и бывший раб Эпиктет. Стоицизм, развившийся при монархических режимах эллинизма, теперь стал более близок римлянам, чем раньше. От греческих философов классических времен, включавших в философию теорию мироздания, логику, диалектику, политику римских стоиков эпохи империи отличала ориентация отчасти на политику в форме разработки теорий о том, каким должен быть совершенный монарх, и главным образом на этику, т. е. учение о том, как должен жить человек в условиях, когда существует вечная, как космос, Римская империя.
Естественнонаучные теории греков в эклектической, как бы усредненной форме принимались как раз и навсегда данные, без обсуждения. Сенека, правда, написал «Вопросы природы» о некоторых явлениях — землетрясениях, грозах и т. п. — и нередко повторял, что изучать природу гораздо полезнее, чем воспевать «разбои Филиппа и Александра», но в целом уделял науке мало внимания. Эпиктет же считал, что книг и так написано слишком много и философ должен не столько теоретизировать, сколько подавать пример собственной жизнью. Идеалом для него был киник, отказавшийся от материальных благ и привязанностей и занятый лишь поучением людей. Если философы классической Греции и многое позаимствовавший у них Цицерон в своих теориях отражали психологию граждан, ощущавших свою причастность к жизни гражданской общины, то философы времен империи, особенно стоики, были выразителями психологии подданных, обязанных повиноваться, но духовно отчужденных от государственных интересов. Такое отчуждение, несмотря на все усилия официальной пропаганды, было особенно сильно в низах. «Когда меняется принцепс, — писал баснописец отпущенник Федр, — для простого человека не меняется ничего, кроме имени господина». Но оно все более проникало и в высшие классы, непосредственно не занятые управлением Римской империи.
Стоики учили, что мир един, пронизан мировым разумом, мировой душой, соединяющими все сущее единым справедливым законом. Человек должен им повиноваться, исполнять свой долг, ничего не осуждать, не пытаться изменить, не роптать, так как сопротивление бессмысленно, а иго ранит противящегося более, чем повинующегося. Внешнее индивиду не подчинено, но оно не имеет значения; значимо только внутреннее «я», внутренняя добродетель, неизменно сохраняющаяся при всех переменах судьбы. Эпиктет подчеркивал, что свободен может быть только человек, независимый от материальных благ. Нашим господином, говорил он, всегда будет тот, кто властен дать нам или отнять то, чего мы желаем. Презирающий богатство, почести, не имеющий ни желаний, ни привязанностей может отдать свое тело и самую жизнь тирану, но не должен позволить ему управлять своими суждениями. Мудрый должен поручить себя богу и жить по его законам, тогда ему не страшны земные владыки. В I в. н.э. стоиков, близких к оппозиции, репрессировали. Антонины же, возможно, оценив значение проповеди повиновения властям, им покровительствовали.
Эпикурейство, напротив, хотя и имело сторонников, теряло популярность. Эпикурейские эпитафии, призывавшие радоваться жизни, ибо после смерти уже ничего не будет, становятся все более пессимистичными, в них делается упор на неизбежный конец, на безнадежность. Вместе с тем крепла не свойственная прежде римлянам вера в бессмертие души. В эпитафиях выражалась надежда, что душа покойного за его добродетельную жизнь наслаждается блаженством в Элизии в обществе богов и сама становится божеством. Среди высших классов распространяются мистерии и культы Диониса, Изиды и Озириса, позже Митры. Посвященные в мистерии надеялись постичь тайны мироздания и обрести бессмертие. Императоры поощряли такие культы. Так, Клавдий поощрял культ Кибелы, в честь которой учредил праздник, посвященный смерти и воскрешению Аттиса. Торжества сопровождались молениями за императора, сенат и народ, процессиями и сперва трауром по Аттису, затем весельем. По словам Плутарха, участвуя в таких процессиях, и простой человек, и рабыня возвышаются душой и осознают себя личностями. Однако народ оставался верен римским богам, особенно тем, которые менее всего были связаны с официальным культом, например Сильвану, лесному божку. В глазах плебеев и рабов он вырос в могучего бога-творца и вместе с тем считался помощником тружеников. Популярен был и Геракл, особенно чтившийся киниками, отвергавшими официальные ценности, прославлявшими очистительную силу труда, обличавшими богатых бездельников. Поиски бога, подававшего пример собственной жизнью, гаранта бессмертия, более могучего, чем все земные тираны и господа, становились все более интенсивными.
Вместе с тем еще не погас живой интерес к научному, рациональному объяснению природы, ее изучению. Плиний Старший на основе 2 тыс. трудов греческих и римских авторов составил энциклопедическую «Естественную историю», включавшую все области тогдашней науки — от строения космоса до фауны и флоры, от описания стран и народов до минералогии. Характерно, что в отличие, например, от Аристотеля Плиний не стремился связать науку с философией, зато при каждом удобном случае обличал страсть своих современников к роскоши и излишествам. Сам Плиний, одержимый жаждой знаний, отправился к извергавшемуся Везувию, погубившему Помпеи и Геркуланум, и погиб там 24 августа 79 г. н.э.
Во II в. н.э. жили такие корифеи античной науки, как Птолемей, создавший всемирно известную геоцентрическую систему, труды по оптике, математике, географии, составивший каталог более 1600 звезд, врач Гален, ставивший опыты на животных и вплотную подошедший к открытию значения нервов для двигательных рефлексов и кровообращения. Развивалась строительная техника, позволившая осуществить такие сооружения, как Колизей Флавиев, полуторакилометровый мост через Дунай при Траяне и др. Усовершенствовалась механика, употреблялись грузоподъемные механизмы. По словам Сенеки, «презренные рабы» каждый раз изобретали что-то новое: трубы, по которым шел пар для нагревания помещений, особую полировку мрамора, зеркальные черепицы. Распространяется искусство мозаики; даже в домах на Рейне в окна вставляется стекло.
Однако строй, базировавшийся на античной общине и ее принципах, тормозил развитие изобретательства.
При Антонинах особого расцвета достигают провинции. Из Испании были родом Траян и Адриан, из Галлии — Антонин Пий. За счет уроженцев западных и восточных провинций, начинавших играть все большую роль в жизни империи, пополняется сенат. В нем уже немного оставалось старых аристократических семей, что способствовало исчезновению сенатской оппозиции при Антонинах, тем более что они отказались от политики ограничения роста крупного землевладения. Высшие классы считали их идеальными правителями, а время их правления — золотым веком. После смерти все они были обожествлены.
В эту эпоху значительно укрепились экономические связи между отдельными областями империи.
Росли такие экономические и культурные центры, как Антиохия, Пальмира, Эфес, Никомедия, Карфаген, Александрия, Гадес, Арелат, Лугдун, Лонднний и др. Сам Рим насчитывал миллионное население, стекавшееся туда со всей империи.
Греко-римская культура стала уже единой. В это время писал историк Тацит (около 55 — около 120 гг.), труды которого — «Диалог об ораторах», «Агрикола», «Истории», «Анналы» — отличались глубоким психологизмом. Признавая неизбежность единовластия и ненавидя его носителей, он старался показать, что и в эпоху всеобщего разложения можно оставаться порядочным человеком, римлянином, сенатором, служить отечеству, избегая как подобострастия, так и излишней дерзости.
Уроженец Александрии Аппиан написал римскую историю, вернее, историю римских войн, в том числе и гражданских, в которых он, вскрыл истинную причину борьбы мелкого и крупного землевладения. Грек Плутарх прославился биографиями знаменитых римских и греческих деятелей, но ему принадлежит также много других сочинений: философско-религиозные, наставления городским магистратам, советы частным гражданам, описания греческих и римских обычаев и т. д. Происходивший из сирийского города Самосаты известный писатель Лукиан в своих остроумных разговорах богов, небольших диалогах и рассказах о разных событиях высмеивал суеверия современников; претендовавших на мудрость, но пресмыкавшихся перед богачами философов; историков, из лести императорам искажавших реальные факты; пародировал сочинения о фантастических путешествиях, попытки воскресить древние, ставшие уже непонятными обороты речи и слова. Дион Хрисостом был популярен как блестящий оратор. Светоний написал свои биографии 12 Цезарей — от Юлия Цезаря до Домициана.
Большой популярностью пользовался эпистолярный жанр. Таковы, например, письма сенатора Плиния Младшего к друзьям и императору Траяну, когда он был наместником Вифинии. Новым был жанр романа. Из латинских романов до нас дошел только роман «Метаморфозы» платоника Апулея из африканского города Мадавра. В нем повествуется о приключениях обращенного в осла юноши, о его комических и печальных переживаниях, о встречах с разными людьми и, наконец, об обретении человеческого облика благодаря Изиде, почитателем которой он стал. В греческих романах обычной темой была любовь юноши и девушки необычайной красоты и добродетели, по воле случая разлученных, претерпевавших всякие несчастья, но в конце концов воссоединявшихся с помощью богов. Судя по тому, что до нас дошли отрывки текстов таких романов на греческих папирусах, эти сочинения имели многих почитателей. Привлекал и занимательный сюжет, и образы героев: в любых обстоятельствах они вели себя как подобает свободнорожденным эллинам, стояли духовно выше, чем их поработители — персидские сатрапы и цари, к которым они попадали в плен, что соответствовало учению о духовной свободе и о добродетели как о благах, дающих человеку силу сопротивления власть имущим.
Уроженцами провинций были многие видные юристы, занимавшие высокие посты в администрации империи и интенсивно разрабатывавшие вопросы римского права. Особенно славились юридические школы в сирийском городе Берите.
При Антонинах улучшилось положение рабов. У господ было отнято право их казнить, пожизненно держать в оковах, сдавать в гладиаторы. Если преступления были совершены рабами и им полагалось за это тяжкое наказание, то дело решал суд. Укреплялись права рабов на их пекулии, была признана их правоспособность (по естественному праву) и на владение имуществом. Фактически были признаны и семейные связи рабов. Когда в суде разбиралось дело о правах раба на освобождение (по завещанию, по выполнению какого-нибудь условия и т. п.), было предписано в сомнительных случаях решать дело в пользу свободы. Ограничивались притязания патронов на обязанности отпущенников. Самые богатые из них часто играли видную роль в городах.
Но вместе с тем усиливается эксплуатация провинциального крестьянства. Оно было менее романизовано, чем городские слои.
Угнетение крестьян усиливалось по мере того, как под покровом благополучия золотого века Антонинов стали проступать некоторые тревожные признаки. Уже Адриан вынужден был простить провинциальным городам 900 млн недоимок по налогам, но долги накапливались снова. Рабовладельческое хозяйство по мере своего развития в провинциях сталкивалось с теми же противоречиями, что и в Италии. Тот же антагонизм рабов и господ препятствовал созданию более крупного производства, в котором могла бы быть осуществлена сложная кооперация, предшествующая изобретению и внедрению машин. Ни удешевить производство, ни повысить значительно производительность труда, а значит, и прибавочный продукт не удавалось. К тому же значительную его часть поглощали обязательные затраты на нужды городов.
Несмотря на все попытки Антонинов поддержать города, к концу II в. н.э. мелкие города беднеют, а городские магистратуры из почетных и желанных становятся обременительными. Часть земель, не приносивших дохода, забрасывалась. С другой стороны, шел процесс их концентрации в руках императоров и крупных землевладельцев. Со второй половины II в. н.э. эти земли вместе с обрабатывавшими их колонами изымались из территории и юрисдикции городов, что наносило тяжелый удар последним, но было в интересах сенаторского сословия. Стал намечаться раскол между муниципальными земледельцами и земельными магнатами. Последние старались поставить окрестных крестьян в зависимость от себя, превратить их в своих колонов. А этот процесс вел к ослаблению римской армии, в основном набиравшейся из земледельцев.
Тревожные симптомы сказались и на умонастроении социальных слоев. Стремление выйти за пределы регламентированной действительности порождало интерес ко всему необычайному, чудесному, фантастическому. Стали популярны рассказы о сверхъестественных явлениях, призраках, демонах, духах, неведомых народах и зверях, наводнивших даже сочинения, которые претендовали на научность. Магия, астрология, демонология становились все более популярными. Идеалом в глазах многих представлялись уже не герои «римского мифа», а мудрецы-провидцы, причастные к тайнам, посвященные в сокровенную мудрость индийских брахманов, египетских жрецов, персидских магов. Соответственно препарировались из пифагорейство, из которых изымалось политические и этические идеи, но обрастали новыми подробностями описания демонов, будто бы осуществлявших связь между богом и людьми, разрабатывались учения о мировой душе, об исполненном зла материальном мире, которому противостоит благой идеальный мир.
Среди простого народа стал расти протест против богатых и знатных, что способствовало распространению христианства. О личности его основателя и его ближайших учеников, о времени создания христианских сочинений шли и до сих пор идут споры, породившие необозримую научную литературу. Но как бы все эти вопросы ни решались, несомненно, что раннее христианство стремилось ответить на запросы широких масс. В судьбе Христа простой человек искал образец жизни и смерти, которому духовную свободу и независимость. Оно отвергало богатых и знатных с их «мудростью», с их презрением к труду, подрывало уверенность в вечности существующих порядков и тем самым — моральную опору империи.
В отличие от распространявшихся прочих культов христианство не только не пыталось включиться в императорский культ, но и решительно его отвергало. Христианский автор Лактанций писал, что Иисус пришел на землю как сын плотника и умер смертью раба, чтобы за ним мог следовать всякий, даже самый бедный и простой человек. Христианство ставило новые цели — общие, для всех (достижение царствия божьего на земле) и индивидуальные, для каждого (достижение вечного блаженства в раю). Оно санкционировало разрыв с официальным миром, в котором нужно было жить, «воздавая кесарю кесарево», но не соприкасаться с ним внутренне. Христианство первоначально распространялось среди городских низов, но постепенно к нему стали примыкать и выходцы из других слоев. Они привносили свою философию, повлиявшую на учения различных христианских сект, писали трактаты, излагавшие христианское вероучение и опровергавшие греко-римскую религию. Правительство, после гонений Нерона, то репрессировало отдельных христиан за отказ от участия в императорском культе, то оставляло без внимания, считая христианство суеверием невежд, еще не понимая, что рост числа христиан — признак надвигающегося кризиса.
Первые симптомы кризиса проявились в правление Марка Аврелия (161-180 гг.). Задунайские и зарейнские племена достигли к этому времени значительного развития в сельском хозяйстве, ремесле, военном деле, стали образовывать военные союзы и повели наступление на империю. После изнурительной войны с Парфией Марку Аврелию на протяжении почти всего его правления пришлось вести войны с дунайскими племенами квадов, маркоманов и язигов, которым наследовавший Марку Аврелию Коммод, чтобы купить мир, обязался выплачивать дань. Войны и эпидемия чумы тяжело отразились на экономике империи. В Египте, где феллахи жестоко эксплуатировались, они массами бежали в дельту Нила и подняли восстание, известное как восстание «буколов» — пастухов. В Северной Италии и Южной Галлии дезертир Маттерн собрал отряд рабов и крестьян, наводивших страх на землевладельцев. В Сирии восстал наместник Авидий Кассий. При Коммоде снова обострились отношения императорского правительства с сенатом, и в 192 г. Коммод был убит.
Началась гражданская война между разными армиями, выдвинувшими своих претендентов на престол. Победу одержал ставленник Дунайской армии, уроженец Африки Септимий Север. С его правления началась длившаяся целое столетие борьба между так называемыми солдатскими (ставленниками армии) и сенатскими (ставленниками сената) императорами. Корни расхождения между сенаторами и императорами были уже не те, что в I в. Сенат, наполовину состоявший из крупнейших землевладельцев западных и восточных провинций, хотел, чтобы правительство проводило выгодную им политику. Восточная знать, программу которой сформулировал историк Дион Кассий — сенатор родом из Никомедии в Малой Азии, требовала сильной императорской власти, подавлявшей как свободу городов, так и «своеволие черни», при опоре на «лучших», войско и государственный аппарат. Все должны были получать обязательное образование в государственных школах, чтобы научиться повиновению императору и не думать о свободомыслии. Философов, атеистов, проповедников новых религий следовало жестоко карать. Западная знать желала видеть в императоре, избранном сенатом, только главнокомандующего, обязанного воевать, приобретать новые земли и тех, кто должен их обрабатывать. Ему следовало содержать на свой счет армию, обуздывать своеволие солдат, предоставив управление внутренними делами сенату и представителям провинциальной аристократии.
Стеснять свободу мысли и культов не рекомендовалось. Сходились обе фракции только в том, что император должен продать или передать свои земли в частные руки. «Солдатские» императоры, опираясь на армию, пользовались и поддержкой городских слоев, в ряде случаев тесно связанных с армией. Эти слои также имели свою программу, по которой городам должна быть предоставлена известная свобода, поощряться деятельность городской верхушки, философов и вообще образованных людей. Притязания богачей следовало обуздывать, не давать воли простому народу и «демагогам». Армию император должен хорошо содержать, но стараться вести мирную политику, идя на уступки соседям.
Септимий Север и его сын и преемник Бассиан, прозванный Каракаллой, старались поддержать города, но их политика в этом отношении была противоречива: пытаясь сохранить города как гражданские общины, они умножали повинности городских магистратов и декурионов в пользу городов и усиливали ответственность последних за поступление налогов с городских территорий. В результате конфискаций имущества знати, поддерживавшей соперника Септимия Севера Клодия Альбина, на западе страны очень возросли размеры императорских земель. Все большую роль стал играть управлявший этими землями аппарат, нередко действовавший в провинциях бесконтрольно. Агенты фиска (казны) были обязаны доносить на тех, кто уклонялся от уплаты податей.
Стремясь наладить управление империей, Северы уделяли особое внимание разработке римского права. Виднейшие юристы теперь занимали должность префектов претория, вторых после императора лиц в государстве. Их сочинения (как частично сочинения и юристов II в.) по толкованию законов, оформлению различных сделок и договоров, по праву наследования, об обязанностях и правах должностных лиц, а также людей разных статусов и сословий легли впоследствии (вместе с собранием ответов императоров на обращенные к ним жалобы и запросы) в основу кодификации римского права, произведенной в VI в. императором Юстинианом (так называемые «Дигесты» и «Кодекс Юстиниана»).
Со времени Северов полностью исчезло равноправие граждан. Каракалла даровал римское гражданство почти всем жителям империи, но граждане были теперь разделены на сословия — благородных (сенаторы, всадники и декурионы) и низших — простонародье. Юридически был оформлен акт самопродажи граждан, достигших 25 лет (затем этот возраст был снижен до 20 лет). Покровительство рабам, фактически ставшим владельцами средств производства и рабов-викариев, свидетельствовало о разложении классов-сословий римского общества. Главную ставку первые Северы делали на армию (ее численность возросла до 600 тыс. человек), которая вербовалась большей частью из дунайских провинций, где еще сохранялось многочисленное крестьянское население. Солдаты получали повышенное жалованье, им было разрешено иметь семьи и земельные владения. Были сняты сословные ограничения для занятия командных должностей, солдат мог дослужиться до высокого поста. Центурионы включались в сословие всадников. Многие государственные должности стали замещаться военными. Эти меры должны были обеспечить строгий порядок и поднять боеспособность армии. Последнее было тем более необходимо, что снова началось наступление на империю зарейнских и задунайских племен и обострились отношения с Парфией.
После того как Каракалла был убит в результате заговора, сменявшие друг друга «солдатские» и «сенатские» императоры (они правили по нескольку лет, а то и месяцев) вели почти непрерывные войны с «варварами», подавляли солдатские мятежи, восстания в провинциях. Нуждаясь в деньгах, они прибегали даже к порче монеты, что вело к обесцениванию денег и росту цен. Жалованье чиновникам стало выплачиваться натурой — продовольствием, одеждой, утварью, штатом слуг. Земли забрасывались.
К середине III в. кризис достиг кульминации. Пришедшая в Парфии к власти династия Сасанидов начала новое наступление на Римскую империю. Кроме того, у ее границ уже стояли племена готов, франков, карпов, сарматов, мавров. Значительная часть провинций была опустошена, многие виллы разрушены и ограблены. Император Валериан (253-260 гг.) попал в плен к царю Персии Шапуру — позор, какого еще не знал Рим. Его сын Галлиен (253-268 гг.) в противоположность отцу, любимому сенатом, был «солдатским» императором. Вместе с тем он был высокообразованным человеком, старался поддержать города, ограничить повинности колонов, покровительствовал деятелям культуры, в частности создателю школы неоплатоников Плотину, прекратил объявленные его предшественниками Децием и Валерианом гонения на христиан, среди которых было уже много представителей муниципальных кругов. В интересах солдат он запретил сенаторам доступ в армию и облегчил продвижение солдат по службе.
Среди солдат он пользовался популярностью, но знать его ненавидела. Во многих провинциях она инспирировала мятежи, выдвигая своих ставленников на римский престол. В большинстве провинций мятежники продержались недолго, разбитые преданными Галлиену войсками. Но Галлия, Испания и Британия образовали просуществовавшую 15 лет самостоятельную Галльскую империю. На Востоке, не имея возможности сопротивляться персам, Галлиен признал своим соправителем знатного пальмирианца Одената, который, собрав отряды из сирийцев и арабов, отогнал Шапура. Однако после загадочного убийства Одената верх взяла антиримская партия, возглавлявшаяся честолюбивой и властной женой Одената Зенобией. Она отложилась от Рима, захватила Сирию, Аравию, значительную часть Малой Азии, Египет, где ее поддерживала сильная антиримская партия.
В Африке вспыхнуло восстание колонов и крестьян, вступивших в союз с маврами.
В 268 г. Галлиен был убит, но его военные реформы стали приносить плоды при преемниках, известных как «иллирийские императоры» (все они были из выслужившихся военных родом из дунайских провинций),— Клавдии II, Аврелиане, Пробе, Каре. Клавдий II, прозванный Готским, нанес поражение готам, обратив пленных в колонов и военных поселенцев. Последний галльский правитель Тетрик, богатейший землевладелец Аквитании, напуганный восстаниями и мятежами Рейнской армии, тайно просил о помощи императора Аврелиана и сдался ему со своей армией. Галльская империя была возвращена Риму. Покончил Аврелиан и с царством Зенобии. Окончательно потеряна была только Дакия. Проб одержал ряд побед над франками и многих из них поселил в западных провинциях империи.
В таких условиях сохранить единство империи можно было лишь с помощью сильной деспотической власти. Императоры III в. решительно порывают с показным демократизмом Антонинов. Они именуют себя «господами и богами», велят изображать себя в диадеме из солнечных лучей, гордятся своей близостью к Солнцу, подчеркивают свою «непобедимость», «вечность», свою заслугу в установлении золотого века. Они уже требуют, чтобы каждая обращенная к ним речь и даже петиции крестьян, сетовавших на горькую участь, начинались с восхваления всеобщего счастья, дарованного императором. В эту официальную пропаганду, конечно, уже никто не верил. Прежде популярные учения терпели крах, в том числе и стоицизм. Сочинение последнего стоика, Марка Аврелия, исполнено пессимизма, уверенности, что в мире всегда все было плохо, люди всегда были и будут порочны и несчастны, слава даже самих великих людей тщетна, да и не нужна им после смерти, остается только внутренний Гений — добродетель, но на что ее направить — неизвестно.
От философии люди все чаще обращались к религии, проповедовавшей уход от мира и его дел, видевшей цель в преодолении роковой необходимости и слиянии с божественным миром истинной свободы и гармонии в противоположность земле с ее отчужденностью людей друг от друга и от космоса. Распространялись идеи о будто бы грядущих еще более страшных, чем нынешние, бедствиях и мировом пожаре, когда сгорит погрязшая во зле земля. Интерес к науке практически исчез. Она продолжала жить и развиваться только в Александрии, где до V в. работали ученые, обобщавшие и совершенствовавшие знания в области математики, механики, медицины.
Попытку возродить античное восприятие мира как совершенного и прекрасного отображения мира идей Платона сделал Плотин. Но его система была слишком сложна и нашла понимание только в сравнительно небольшом кругу философов, в основном из интеллигенции восточных городов. Все это было симптомами изменения идеологии и культуры класса, уходящего в прошлое. Напротив, среди слоев, из которых впоследствии развились классы нового общества, преобладали идеи о необходимости активной жизни и борьбы. Среди провинциальной знати выдвигаются культы богов-всадников. Издавна существовавшие среди племен провинции, они, обогащенные античными идеями, изображались теперь как попирающие врагов, символы борьбы со злом.
Росло число христиан, активно проповедовавших антиримские идеи. Христианские общины становились сильными организациями. Их возглавляли епископы, распоряжавшиеся казной, которая пополнялась за счет пожертвований богатых христиан. Прежний демократизм ранних христианских общин заменялся железной волей епископа. Епископы городов одной или нескольких провинций съезжались на соборы, обсуждали вопросы церковной организации и вероучения, несогласных объявляли еретиками. Так появилось понятие ереси, чуждое античности, не знавшей обязательной для всех религиозной догмы.
Некоторых временных успехов в сохранении единства империи достигли императоры Диоклетиан и Константин.
Диоклетиан (284-305 гг.) был сыном отпущенника и из простых солдат дослужился до начальника императорской стражи. После убийства сыновей императора Кара его провозгласили императором. Им был проведен ряд важных реформ: он разделил империю на четыре части, взял себе в соправители (с титулом августа) своего товарища Максимиана. Титулы цезарей получили Галерий и Констанций Хлор.
Диоклетиан окончательно превратился из принцепса в «господина» (отсюда наименование поздней империи «доминат»), прямого потомка Юпитера. Христиане были подвергнуты более жестким, чем прежде, преследованиям. Сенаторы независимо от того, присутствовали ли они в сенате или жили в своих имениях, оставались высшим сословием, но все дела решал сам император и состоявший при нем совет. Однако знать была удовлетворена успешными войнами Диоклетиана с германцами, персами, маврами, а главное — тем, что ему удалось подавить восстания. В пышных панегириках Диоклетиана и Максимиана прославляли как новых олимпийцев, победителей гигантов, мятежных «сынов земли».
В 305 г. Диоклетиан отказался от власти и удалился в родную Далмацию. После короткой борьбы между претендентами на престол императором стал Константин, сын Констанция Хлора (306-337 гг.). Он стал единоличным правителем, но сохранил деление империи на префектуры, подчинявшиеся префектам претория и разделенные на провинции, объединявшиеся в диоцезы. Константин прекратил гонения на христиан и даже созвал в Никее собор (325 г.) для выработки единого вероучения (символа веры), превратив христианство в государственную религию. Сам он крестился перед смертью, надеясь, по словам недоброжелателей, что крещение смоет с него грехи, в частности казни почти всех своих родственников.
Теперь церковь стала союзницей государства. Еще в конце II в. видный деятель христианской церкви Тертуллиан писал о всеобщем счастье, мире и братстве, которые наступили бы в империи, если бы сам цезарь стал христианином. Теперь эта казавшаяся утопической мечта исполнилась, не улучшив, однако, положения ни империи, ни христианской церкви. Став господствующей, она превратилась в арену борьбы между различными направлениями: никейцами, арианами, донатистами и др. Взявшие верх обвиняли противников в ереси и использовали против них силу государственного аппарата. Отвергнув императорский культ, церковь признала императора наместником бога на земле. Все имеющее к нему пусть даже косвенное отношение было объявлено священным. Недовольство приравнивалось к святотатству. Церковь богатела за счет пожертвований императоров и частных лиц, владела землями и колонами.
Выборы на пост епископа, дававший власть, влияние и богатство, сопровождались интригами, а то и побоищами. Недовольные перерождением церкви образовывали свои «еретические» секты, уходили в пустыни, положив начало монашеству. Вместе с тем развивались христианское вероучение, богословие, христианская философия, которая, немало заимствуя из философии античной, давала свою интерпретацию тех же проблем, предлагала свои пути их решения. В IV-V вв. жили виднейшие представители христианской философии, так называемые отцы церкви — Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Августин, епископ африканского города Гиппона, создатель христианской философии истории.
Идея вечности империи, преклонения перед создавшими ее «предками» заменяется концепцией неизбежной гибели всех земных царств (вечно только царствие божие) и движения от старого к новому. Казалось бы, абстрактные богословские вопросы, по свидетельству историка Аммиана Марцеллина, становились предметами всеобщих дискуссий даже на рынках и в цирюльнях. Приверженцев античных ценностей оставалось все меньше. Попытка императора Юлиана, прозванного Отступником, вернуться от христианства к античной религии, не удалась. Неудача Юлиана показала всю слабость «последних язычников», их оторванность от запросов жизни.
Однако в сочинениях тогдашних «светских» авторов — поэта Авзония, автора сборника писем Аполлинария Сидония, историка Аммиана Марцеллина и др.— реминисценции античной культуры были настолько многочисленны, что не всегда удается определить, был ли тот или иной писатель христианином или приверженцем «веры предков». Старые культы продолжали сохраняться среди сельского населения. Историк церкви и биограф канонизированного епископа г. Тура Мартина описывал, как крестьяне сопротивлялись проводимой Мартином христианизации, разрушению их святилищ, уничтожению священных деревьев. В конце IV в. н.э. император Феодосии строго запретил отправление языческих культов. Но сельские боги упорно продолжали жить как лесные, водяные, домашние духи, слившись с образами святых мучеников, погибших во время гонений, прославившихся своим аскетизмом пустынников, которых особенно много было в Египте и Сирии и «жития» которых стали одним из распространенных видов литературы.
Новые веяния сказались и в искусстве. Еще Плотин сформулировал теорию эстетики, в корне отличавшуюся от концепции Цицерона и Горация. С его точки зрения. художник должен был отражать не реальное, а только нечто внутреннее, душу, некую общую идею. Искусство домината сознательно или бессознательно следовало этой теории. На Востоке, в фаюмских портретах Египта, в фресках сирийского города Дура-Эвропос изображались фигуры, лишенные портретного сходства, реальных черт. Подчеркивалась лишь напряженная внутренняя жизнь души. На Западе культ императорской власти способствовал созданию колоссальных по размерам, величественных сооружений. Огромны были термы, выстроенные при Каракалле и Диоклетиане, триумфальные арки, статуи императоров, как бы застывших в недосягаемом величии.
Однако, несмотря на видимое усиление императорской власти, действительное положение в империи было непрочным. Население оказалось в еще более тяжелом, чем прежде, положении.
Порвавший со всеми римскими традициями Константин перенес свою столицу в основанный им на месте Византия Константинополь, отстроенный с необычайной роскошью. Перенос столицы на восток был символом процесса, часто обозначаемого в литературе как «ориентализация» империи. Обычно под этим термином понимают теократизацию императорской власти, установление ритуала, подобного ритуалу восточных царей. Но то были лишь внешние признаки внутренних процессов. Рим, пройдя через стадию гражданской общины, пришел к строю, близкому структуре восточных государств с их огромными царскими землями, с разными категориями зависимого населения, стоявшего между рабами и свободными, с неразвитыми экономическими связями. А сходство в социально-экономической структуре порождало и сходство в оформлении государственной власти. Однако, демонстрируя все внешние атрибуты силы, эта власть фактически ею не обладала. Особенно это проявилось при преемниках Константина.
Его реформы, продолжавшие реформы Диоклетиана, лишь ненадолго укрепили империю. Армия, состоявшая из закрепощенных колонов и разорявшихся крестьян, теряла боеспособность. Все чаще приходилось прибегать к помощи солдат из варваров. Их командиры приобретали все больше влияния при дворе императоров, а войско порой не оказывало действенного сопротивления своим соплеменникам, снова начавшим наступать на границы империи. Еще не умея брать укрепленные города, варвары опустошали сельские местности. К ним нередко присоединялись поднимавшиеся на борьбу крестьяне. Они захватывали виллы, уничтожали долговые расписки, превращали господ в рабов.
В 378 г. поселенные на Дунае готы восстали и вместе с колонами и рабочими с золотых приисков разбили армию императора Валента (364-378 гг.). Сменивший его Феодосий (379-395 гг.), в последний раз объединивший под своей властью Восточную и Западную империи и действовавший репрессиями и компромиссами, справился с восстанием, но оправиться империя уже не могла. После смерти Феодосия она окончательно распалась на восточную и западную части.
В западных провинциях росло недовольство знати. Окрепшая, имевшая собственные дружины, способные усмирять колонов и защищать ее укрепленные виллы (бурги), знать смотрела на центральное правительство, неспособное отразить нашествия варваров и подавить крестьянские восстания, как на пожирателя ее огромных доходов. Снова и снова в западных провинциях появляются претенденты на престол, нередко вступавшие в союз с вождями варваров. Наряду с этим все, кто страдал от закрепощения, тяжести налогов, злоупотреблений бюрократического аппарата, тоже надеялись на варваров и массами бежали к ним. Ослабевшая империя становится легкой добычей варваров. 24 августа 410 г. вождь готов Аларих взял и разграбил Рим. Потом готы ушли, но впечатление от падения Рима было потрясающим.
В последующие десятилетия одна западная провинция за другой переходят в руки готов, бургундов, лангобардов, вандалов, франков, основывавших там свои королевства. Римских императоров, уже не имевших никакой власти, ставили и смещали вожди германских дружин. В 476 г. Одоакр из племени скиров сместил последнего императора Ромула, прозванного Августулом, и, не сочтя нужным даже назначить нового, отослал инсигнии императорской власти в Константинополь, столицу Восточной Римской империи, которая под именем Византии просуществовала еще тысячу лет.
Так закончилась история античного мира и началась эпоха формирования феодального строя. Вопрос о характере перехода от античного рабовладельческого общества к феодальному служил и продолжает служить темой многих дискуссий. Но как бы эти проблемы ни решались, не подлежит сомнению, что античный мир и его цивилизация оказали огромное влияние на материальную и духовную культуру последующих эпох, распространявшееся не только на народы, входившие в состав Римской империи, но и на германцев, арабов, славян. Изучение влияния, ассимиляции и трансформации античного наследия в обществах с различным социально-экономическим и политическим строем имеет первостепенное значение для изучения общей проблемы перехода от античности к средневековью, взаимодействия различных культур, возможностей и границ культурного заимствования, проблемы, непосредственно связанной с общими концепциями историко-культурного развития. С теоретической точки зрения античный мир значим и как общественная формация, без изучения которой нельзя понять ход всемирно-исторического процесса. Изучение античного мира открывает большие возможности для анализа взаимодействия различных социально-экономических, политических и культурных процессов. При всем своеобразии такого взаимовлияния в конкретно-исторических условиях оно дает возможность лучше понять общие социологические и историко-культурные закономерности развития социальных организмов.
Западная Римская империя пала, и некоторым исследователям представляется, что вместе с нею погибло почти все созданное Римом, а дальнейшее развитие началось чуть ли не на пустом месте. Но если даже в ранний период истории западных «варварских королевств» было забыто значительное число достижений материальной и духовной культуры античности, многое ею созданное продолжало жить и на Западе. На Востоке же, в Византии, античная традиция, переосмысляясь, по существу никогда не прерывалась. И на западе, и на востоке Европы господствовало христианство, впитавшее в себя ценности античной культуры. Благодаря трудам «отцов церкви» грамотные люди знакомились с некоторыми положениями античной философии, с историей, мифами.
Когда славянские страны, в том числе Русь, приняли христианство, эти труды, доставлявшиеся из Византии, как и другие христианские произведения, исторические хроники, романы об Александре Македонском, стали известны и здесь. На Западе же латынь оставалась языком церкви и науки еще много столетий после падения Рима. В монастырях переписывали рукописи античных авторов, благодаря чему они и дошли до нас. Архитектура церквей воспроизводила римскую архитектуру (в частности, римских базилик), хотя и со значительными вариантами в разных странах и областях.
Жила и сама идея Рима как политического и духовного центра, объединяющего народы, Константинополь назывался «вторым Римом», византийцы именовали себя римлянами — «ромеями», а своего императора — «римским кесарем». На Западе продолжателями, наследниками Рима считали себя Карл Великий, а затем государи «Священной Римской империи». После падения Константинополя на Руси укрепилось представление о Москве как «третьем Риме», наследнице православного Рима — Константинополя, и это сыграло немалую роль в идеологии XV-XVI вв., в изучении истории и литературы Рима, из которых черпался материал для оправдания политических концепций (как, например, в переписке Грозного с Курбским).
И на Востоке, и на Западе в центре внимания стояла философия Аристотеля, приспособленная к христианской философии. Его труды, как и другие античные сочинения, были переведены, например, на арабский язык. Опираясь на наследие александрийских математиков, арабы создали алгебру, знали они и Галена, и греческих астрономов. Именно с арабского языка сочинения Аристотеля были переведены на латынь. Непререкаемыми авторитетами вплоть до Нового времени оставались Птолемей и Гален, а когда настала возможность отвергнуть их санкционированную церковью непогрешимость, Коперник, создавая свою гелиоцентрическую систему, опирался на Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет вокруг Солнца. Римское право постоянно изучалось юристами средневековой Европы, приспосабливалось к нуждам феодального общества.
Если восточноевропейские славянские страны знакомились с античным наследием через Византию, то в Западной Европе знали лишь то, что осталось от Рима. Только когда с наступлением турок на Византию многие византийские ученые стали переселяться в Италию, здесь они познакомились с античным наследием в его полном объеме, что стимулировало расцвет культуры Возрождения. Теперь труды и римских и греческих авторов извлеклись из монастырских хранилищ, переписывались, изучались, комментировались, становились оружием в борьбе с властью церковной догмы над умами людей, в пропаганде новых идей гуманизма, просвещения, свободы мыслей, гармоничного развития личности, величия науки. Велико было в то время влияние античного искусства. Извлеченные при раскопках статуи служили образцом великим творцам Возрождения, воплощая идеал прекрасного, но земного человека в противоположность средневековым изображениям святых. За образцы бралась и римская архитектура, основы ее осваивались и развивались далее. Знаменитый тогда автор труда по архитектуре Палладий во многом основывался на Витрувии. В обращении к античности современники Возрождения видели путь к духовному освобождению от засилья догмы, к утверждению науки, творчества, исканий во всех сферах жизни.
С течением времени влияние античного наследия все более крепло. Латынь продолжала оставаться языком ученых всего европейского мира, углублялось знакомство с греческим языком и греческими мыслителями. В XVIII в. сложилась теория «греческого чуда» — абсолютного совершенства искусства классической Греции, по сравнению с которым искусство эллинизма и Рима было упадком и эпигонством. Развитие книгопечатания стимулировало издание греческих и латинских авторов и знакомство с ними. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой обучения в школах. Труды Евдокса Книдского. Диофанта способствовали развитию тригонометрии. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших ее объем, сыграли немалую роль в Великих географических открытиях. Философские системы античных мыслителей вдохновили философов Нового времени. В XVIII в., в преддверии Великой французской революции, философы-материалисты обращаются к Лукрецию. Его учение о возникновении мира из атомов, об эволюции природы и человеческого общества без божественного промысла, о естественном договоре, объединяющем людей для общей пользы, о законе, который не бог, а люди устанавливают для той же пользы и отменяют его, когда он этой пользе перестает удовлетворять, было созвучно передовым теориям того времени. И столь же созвучны были идеи народовластия, равенства, свободы, справедливости, хотя, став революционными лозунгами XVIII в., они понимались гораздо шире, чем в античности.
Европейские театр и литература постоянно обращались к античности, и все более многообразными становились их связи с нею. Обрабатывались античные сюжеты: «Антоний и Клеопатра» и «Юлий Цезарь» у Шекспира, «Андромаха», «Федра», «Британик» у Расина, «Медея», «Гораций», «Цинна», «Помпей» у Корнеля. Воспроизводились целые пьесы: например, «Комедия ошибок» Шекспира повторяла «Менехмов» Плавта, а «Скупой» Мольера — плавтовский «Ларчик». Слуги комедий Мольера, Лопе де Вега, Гольдони навеяны образами ловких, умных рабов Плавта, помогающих господам устроить их любовные дела. Переводились античные романы и в подражание им писались новые. Множество античных образов и сюжетов — богов, богинь, героев, битв и празднеств — служило темами художникам и скульпторам, трактовавшим их в соответствии со вкусами своего времени.
Так, активный участник Великой французской революции художник Давид в противоположность художникам, угождавшим вкусам изнеженной знати, писал античных героев, преисполненных патриотических и гражданских чувств: «Клятва Горациев», «Смерть Сократа», «Леонид у Фермопил». Римское право легло в основу права других западных государств.
В Новое и новейшее время античный мир сохранил свое значение в самых разных сферах духовной и умственной деятельности. К нему обращаются историки, социологи, культурологи. Античный мир как некий замкнутый цикл, известный с возникновения до гибели, постоянно служит эталоном для культурологов, как придерживающихся концепции цикличности человеческой истории, так и многих иных, стремящихся видеть некие общие закономерности развития общества, соотношения в его истории тех или иных факторов, процессов, условий.
Без знакомства с античной культурой невозможно понять многочисленные греческие и римские реминисценции у классиков русской литературы. В России еще в XVIII в. переводили античных авторов, и уже Державин написал свой «Памятник» в подражание «Памятнику» Горация. Прекрасно знал римскую литературу A. С. Пушкин. Его переводы Горация по адекватности подлиннику не знают себе равных. К античным сюжетам обращались Д. С. Мережковский («Юлиан Отступник»), B. Я. Брюсов («Алтарь победы»), Л. Андреев (пьесы «Похищение сабинянок» и «Конь в сенате»).
Таким образом, тысячи нитей связывают культуру Европы с древними цивилизациями Греции и Рима. Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы.
Расскажи друзьям:
Оцени: