Карта городов (с описанием) Нижней Месопотамии в III-I тыс. до н.э.


Карта городов древнего Междуречья

Примечания к карте:

ГОРОД ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОПИСАНИЕ
НИЖНЯЯ МЕСОПОТАМИЯ
Аккад (Аккаде, Агаде) 2350-2170/2230-2050 гг. до н.э – ? Дата основания города предложена исходя из анализа клинописных табличек. Точное местоположение города неизвестно. Последние изыскания говорят, что город находился к востоку от реки Тигр. Аккад возвысился, став столицей, при Саргоне Древнем и его приемниках. До и после этого имел второстепенное значение.Главным божеством была Иштар, называемая Воинственная Иштар. В почете также был ее муж Ллаба. Скорее всего город был разрушен после правления внука Саргона Нарам-Сина. Косвенным подтверждением этому служит возведение храма в честь богов Иштар и Ллаба, в городе Сиппар, в старовавилонский период. А это может говорит о том, что ко времени возведения храма, Аккада уже не существовало.
Акшак (Укушук) ок. 2500 г. до н.э. – ? Местонахождение города неизвестно. Одна из наиболее распростаренных версий говорит, что город находился в месте, где Тигр и Эфрат наиболее близки к друг другу. Существует версия, что Акшак – это Опис. Цари Акшака в XXV веке до н. э. делили с правителями Киша власть в Северном Двухречье. После захвата Киша царём Урука, Эн-Шакушаном, правитель Акшака Зузу присвоил себе титул «лугаль Киша», что по традиции означало гегемонию над севером Шумера. Но спустя короткое время Зузу был разбит правителем Лагаша, Эанатумом и погиб. В 2350 г. до н.э. город перешел правителю Уммы Лагульзагеси.
Адаб (Удаб, Уд-Нун, совр. Бисмая) ок. 2750/2615 гг. до н. э. – ? Город лежал на пересечении важных торговых путей, но сколько-нибудь важной роли не играл. Только один раз в своей истории этот город возвысился под управлением царя Лугаль-анне-мунду в XXV в. до н.э. Он создал большое государство, простиравшиеся «от Элама до амореев на реке Иордан». Но после смерти царя государство сразу же распалось и гегемония перешла к правителю Киша.Последние археологические находки на месте города относятся к III династии Ура (XXI-XX вв. до н.э.), но это не говорит об исчезновении города, потому как Адаб упоминается еще в кодексе Хаммурапи (ок. 1772 г. до н.э.).
Бад-Тибира («Крепость медников», Бад-Тибиру, Дур-гургурри, Патибира, совр. Тель аль-Мадаин) ? – ? Один из древнейших шумерских городов. Согласно литературной традиции второй построенный город в Месопотамии перед Великим потопом после Эриду. Согласно Ниппурского царского списка в Бад-Тибире правили 3 мифических царя:

  • Эн-Менлуанна правил 43200 лет;
  • Эн-Менгаланна правил 28800 лет;
  • Думузи, пастух, правил 36000 лет.

Общая продолжительность их правления составила 108000 лет, после чего город был оставлен и его престол перенесен в Сиппар.

Борсиппа (Тиль-Барсип, Бирс-Нимруд, «Второй Вавилон», «Место борьбы») 2450/2110 гг. до н.э. – I в. до н.э. (VII в. н.э.) Город находился в 20 км от Вавилона и никогда не играл ведущую роль, постоянно оставаясь спутником более крупного города. Борсиппа окончательно теряет самостоятельность после захвата Хаммурапи.Сначала Борсиппа была культовым центром бога Туту, который впоследствии был вытеснен культом бога мудрости Набу, который и стал городским богом. В городе был сооружен храм Набу — Эзида («Дом вечности»), а также зиккурат — Эуриминанки («Дом семи владык неба и земли»), имеющий основание 82х82 м и, видимо, такую же высоту. Борсиппа считался городом ночного солнца, как пара Вавилону, который провозглашался городом дневного солнца. Процессии совершались в тесном согласовании между жречествами обеих городов. Также указанный зиккурат часто путали с Вавилонской башней.
Вавилон (Кадингира, «Врата бога») 2500/2400 гг. до н.э. – III/VII вв. н.э. Первое упоминание поселения на месте города можно связать с надписью на шумерской глиняной табличке датированной около 2500 г. до н.э. Археология дает нам немного другую дату. А именно 2400 г. до н.э., к которому относятся самые ранние находки обнаруженные на месте Вавилона. Обратившись к письменным источникам (надпись царя Шаркалишарри), находим что первое упоминание города относится к 2200 г. до н.э.Возвышение Вавилона происходит в 1894 г. до н.э. когда Сумуабум основывает I Вавилонскую (аморейскую) династию. Дальнейшая история Вавилона наполнена интересными событиями. В 689 г. до н.э. Вавилон был полностью разрушен ассирийскими войсками Синаххериба. В последующие века город заново отстроился и достиг своего величия при Навуходоносоре II (604-561 гг. до н.э.). Город процветал и при Персидских царях, и при Александре Македонском, и в эпоху эллинизма. В упадок он приходит начиная с III в. н.э. и ко времени арабского завоевания (VII в. н.э.) и превращается в обычную деревушку.В Вавилоне имелось множество храмов, посвящённых различным божествам — Иштар, Нанне, Ададу, Нинурте, однако наибольшим почтением пользовался покровитель города и глава пантеона царства — Бэл-Мардук. В его честь, в самом центре столицы был возведен масштабный комплекс Эсагила с семиступенчатым зиккуратом Этеменанки — Вавилонской башней высотой 91 м.
Дер (Дурум, совр. Телль Акар, около Бадры) 2750/2615 г. до н.э. – VI/IV в. до н.э. Дер являлся пограничным городом по дороге в Элам, и был основан как некая опорная крепость против нападения племен с гор Загроса. Самостоятельное значение имел в начале старовавилонского периода (XX-XIX в. до н.э.), когда правителями города были Ниднуша и приемник Ануммуттаббиль. В это же время правители осуществляют ряд военных походов против своих соседей.Богом города был Иштаран, часто выступающий как бог-судья или бог врачевания.
Дильбат (совр. Телль аль-Делам) ок. 2700 г. – VI в. н.э. Не играл сколько-нибудь значимой роли. Являлся центром производства пшеницы и тростника. Вместо рабов использовался труд кочевников, благодаря чему, окружавшие город плантации достигали больших размеров.Был упомянут в эпосе о Гильгамеше. Городской богиней была Ураш – богиня плодородия.
Гирсу (Нгирсу, совр. Телло) 5300/4800 г. до н.э. – 200 г. до н.э. Возможно, Гирсу был заселен еще в Убейдскую эпоху (5300-4800 гг. до н.э.), но значительного уровня достиг в раннединастический период (2900-2335 гг. до н.э.). Во времена Гудеа (2080-2060 гг. до н.э.) становится столицей царство Лагаш. После переноса столицы в сам город Лагаш, Гирсу оставался важным религиозным цетром Шумера. После падения династий Ура (конец XXI в. до н.э.) Гирсу потерял свое значение и больше уже не играл какой-либо роли в истории.Богом-покровителем Гирсу был Нингирсу («Господин Гирсу»), чей храм был с пышностью перестроен Гудеа – царем государства Лагаш.
Гуаба ? – ? Точное местоположение неизвестно. Морской порт города Лагаша. Через него велась с торговля с Индией и Эламом. Особое значение приобрел, когда возвысился Лагаш, во времена II династии Лагаша (XX-XXI вв. до н.э.).
Забала (Забалам, совр. Тел Ибзех) 3100/2900 – ? Первые упоминания о Забале относятся к джемдет-насрскому периоду (или период Урук III). Именно в этот период появляется первая письменность и небольшие селения превращаются в города. Во времена правления Лугальзагеси ( 2294-2270 гг. до н.э.) из Лагаша, Забала подчинялась этому правителю.После образования Аккадского царства, в Забале произошло восстание. После же падения Аккада, город попадает в сферу влияния Исина. При III династии Ура, Забала входила в сферу влияния Уммы.Во времена Хаммурапи бы построен храм покровительнице города Инанне (Иштар) – богине плодородия и любви.
Исин (совр. Ишан аль-Бахрият) ок. 2500 г. до н.э. – ? Возможно, поселение на месте Исина появилось еще в Убейдскую эпоху (5300-4800 гг. до н.э.). Однако расцвет города приходится на время падения III династии Ура (XXI в. до н.э.). В 2021 г. до н.э. наместник царя Ура Ишби-Эрра, отложился от него и провозгласил себя правителем Исина. Около 2003 г. до н.э. эламиты нанесли поражение Уру, после чего государство Исина осталось единственно значимым в Месопотамии. В последующем, правители Исина расширяли территорию царства, вплоть до 1924 г. до н.э., когда они постепенно начинают уступать лидерство в регионе правителям Ларсы. А спустя чуть больше ста лет, в 1793 г. до н.э. царь Ларсы Рим-Син окончательно завоевывает Исин, который теряет свое было значение.Правители Исина, после падения Ура продолжали многие культовые практики, которые процветали при III династии Ура. Они также совершали ритуал священного брака каждый год. Во время этого ритуала, царь играл роль смертного Думузи , и занимался сексом со жрицей, которая олицетворяла богиню любви и войны – Инанну (также известную, как Иштар ). Считалось, что это укрепляет отношения царя с богам, что обеспечивает стабильность и процветание на всей территории страны.
Кисурра (совр. Телль абу-Хатаб) ок 2700 г. до н.э. – ? Город-порт на правом берегу Евфрата. Город был зависимым в течение всего шумерского периода, кроме XXII в. до н.э., когда городом правила своя династия семи царей. Кисурра вела независимую политику, пока не подпала под власть царей Ура (конец XXI в. до н.э.).Город, пережив распад Шумера, был опустошен и сожжен в последующие столетия и пришел в упадок уже во времена правления Хамураппи в Вавилоне (1760-е гг. до н.э.). Богом города первоначально был Нинурта. Затем в городе стали поклоняться богине – Ишара (отождествлялась с Иштар), т.к. в Кисурре проживало много сирийцев, хеттов и хананеев.
Киш (совр. Телль-Ухаймир) ок. 3100 г. до н.э. – IV/I в. до н.э. Первые поселения на месте будущего города появились в джемдет-насрском периоде. Уже в XXVIII в. до н.э. Киш становится объединительной силой всего Шумера. В городе воцаряется полулегендарная I династия Киша.Вплоть до XXVI в. до н.э. Киш являлся наиболее могущественным государством Шумера, пока не потерпел поражение от Урука. Постепенно город теряет свою силу, но остается крупным политическим и символическим центром. Все последующие правители Шумера брали себе титул «царей Киша».В XXIV в. до н.э. Киш был разрушен Лугальзагеси – царем Урука. Но вскоре был восстановлен Саргоном Аккадским. Впоследствии город оставался крупным административным центром, но самостоятельно роли не играл. В упадок пришел во времена Селевкидов. Покровитель города бог Забаба. Почиталась также его жена – богиня Инанна.
Куара (Кисига, совр. Телль ал-Лам) ок. 2500 – 709 гг. до н.э. Город-порт, осуществлявший торговлю с Индией, через остров Дильмун. Через город шел экспорт меди, драгоценных камней, жемчуга и отдельных овощей, взамен из Месопотамии вывозилась разнообразная продукция сельского хозяйства.В 709 г. до н.э. ассирийский царь Саргон II, преследуя своего врага вавилонского царя Мардук-апла-иддин II, осадил Куару. Город был взят и разрушен.В соответствии с шумерским список царей, Куара была родным домом Думузи-рыбака, легендарного третьего царя Урука. В шумерской мифологии, Куара также считается родиной бога Мардука, сына Энки.
Куталла (Куталлу, совр. Телль Сифр) ? – ? Небольшой сельскохозяйственный городок. Он был окружен финиковыми плантациями и был одним из ведущих производителей сушеных фиников, вина и меда. Также выращивались фруктовые деревья. Ремесленные мастерские производили продукцию из древесины пальмы, которая отправлялась в Ур. Входил в объединение трех городов – Ур, Ларса, Куталла. Во время господства Вавилона, являлся его важным портом, осуществлявшим торговлю с Индией.Город известен благодаря большому количеству табличек старовавлонского периода, найденных при раскопках.
Куту (Кута, Кува, Гудуа, совр. Телль Ибрагим) ? – ? Город древнего происхождения, находящийся на Ефрате. В городе находился крупный рынок контрабанды. Здесь также существовал рынок по торговле обсидианом, лазуритом, сердоликом и другими драгоценными камнями и металлами, которые приходили с северо-востока (современный Иран и Афганистан). После обработки драгоценные камни отправлялись вниз по течению до ювелирных мастеров Уммы, Урука и других городов.Часто город находился под осадой сирийского царства Амурру и горных племен гутиев, как по отдельности, так и вместе.Отличительной особенностью города было наличие культа Нергала – бога подземного мира и всего негативного в мире. Также почиталась его жена Эрешкигаль – подземная царица. Благодаря этому Куту имел особое религиозное положение среди других городов Шумера. Многие правители более крупных городов Месопотамии отстраивали храмы в Куту.
Лагаш (Урукуга, «Священный город», совр. Телль Эль-Хибба) рубеж V-IV тыс. до н.э. – первые века н.э. Взлет города приходится на правление I династии Лагаша, начиная с царя Ур-Нанше (ок. 2500 г. до н.э.). В это время в многолетнем противостоянии с другим городом-государством Уммой, Лагаш выходит победителем. Эанатум также совершил несколько военных походов в Междуречье, покорив города Урук и Ур. Вскоре ему пришлось столкнуться с опасной коалицией северных шумерских городов и эламитов. Города Киш, Акшак, Мари и эламиты объединили свои силы и напали на Лагаш. Эанатум смог разбить врагов и прогнать эламитов, а шумерские города привёл к покорности. Когда он умер, Лагаш стоял на вершине могущества в Междуречье.После смерти Эанатума власть в стране принял его брат Энаннатум I, затем его сын Энметена. Около 2350 до н. э. ему пришлось вести повторные войны с Уммой, так как уммийцы продолжали враждовать с Лагашем из за плодородной земли – Гуэден. Энметена смог победить Умму и поставить там своего правителя. Но уммийцы, видимо, сумели сохранить независимость и продолжали враждовать с Лагашем.В 2310 г. до н.э. Лагаш попадает под власть Саргона Великого, который после захвата города, приказал срыть его стены. Освободиться Лагашу удалось ок. 2176 г. до н.э. после падения Аккадского царства.После этого происходит следующий подъем города (время II династии Лагаша). В это время город контролируют племена кутиев, как раз разрушившие Аккадское государство. Наибольший подъем Лагаш переживал при царе Гудея (2142-2116 гг. до н.э.). Хоть столица царства Лагаш и была перенесена в Гирсу, сам город Лагаш процветал. Велось активное строительство храмов, шло развитие торговли и ремесел.Будучи союзниками кутиев лагашцы выступили против Урука, и ок. 2109 г. до н.э. их коалиция потерпела поражение. Через несколько лет Лагаш был захвачен царем Ура – Ур-Намму и потерял свое былое значение уже навсегда.

Политическая и экономическая жизнь была сосредоточена в храмах, посвящённых верховному божеству Нингирсу, и его божественной супруге – Бабе (Бау), богине законодательства – Нанше, богине Гештинанне – исполнявшей обязанности «писца страны без возраста», и Гатумдуг — богине-матери Лагаша.

Ларак 5300/4800 г. до н.э. – ? Местоположение неизвестно. В некоторых источниках, один из первых пяти городов Междуречья, основанных еще до «Великого потопа» и отождествляется с Ларсой в Южном Междуречье. В других, город отличный от Ларсы, местонахождение которого не идентифицируется.Город являлся земным домом бога Пабилсага, который был мужем Нинисины – богини исцеления.
Ларса (совр. Сенкере) 5300/4800 г. до н.э. – ? Входила в состав одного из крупнейших шумерских номов (территориальных объединений) — Урук. Начало возвышения Ларсы приходится на период падения III династии Ура. Тогда она подпала под власть города Исина (Исино-Ларский период). Но благодаря нашествию на Междуречье племен амореев, ларсе удалось отложится от Исина и образовать независимое царство, под руководством Гунгунума (ок. 1932 г. до н.э.). Гегемония Ларсы продолжалась вплоть до 1830-х гг. до н.э., когда происходит усиление военных столкновений с соседями. В это время Ларса захватывает города Ур, Урук, Лагаш, и ее границы доходят до священного города Ниппура.Последний подъем Ларсы отмечен в правление Рим-Сины I (1822-1763 гг. до н. э.), когда в очередной раз было завоевано Исинское царство.Но уже в 1794 г. до н.э. начинаются столкновения с Вавилонским царством в лице Хамураппи, что в конечном итоге приводит к падению Ларсы в 1763-1762 гг. до н.э. После этого Ларса уже не играла самостоятельной роли в истории Месопотамии. Божественным покровителем города был Уту – солнечный бог.
Марад (Марда, совр. Телль эс-Садум) ок. 2700 г. до н.э. – ? Марад был типичным городом пустыни, состоявший из саманных построек окруженный небольшой стеной. Являлся перевалочным пунктом в торговле Шумера и царства Амурру.Покровителем города был бог Нинурту.
Машкан-Шапир (совр. Телль абу-Дювари) ок. 2300 г. до н.э. – ? Место заселено было еще в период Урука (3900-3100 гг. до н.э.). Но появление города датируется более поздним временем – периодом Аккадского царства (ок. 2300 г. до н.э.). Особое значение город приобретает во времена соперничества Ларсы и Вавилона. Правители Ларсы возвели мощные стены, строили храмы.Война между Ларсой (к которой принадлежал и Машкан-Шапир) и Вавилоном в 1763-1762 гг. до н.э, закончилась победой последнего. Сам Макшан-Шапир полсе длительной осады был взят, и вскоре (между 1750 и 1712 гг. до н.э.) вообще был заброшен, вплоть до I тыс. до н.э. Покровитель города – бог Нергал.
Нина (совр. Зургул) ? – ? Город, вместе с Лагашем и Гирсу, был основой нома Лагаш. Покровителем города была богиня Нанше (отвечала за сны и прорицания).
Ниппур (Ниббур, совр. Ниффар) 5300/4800 г. до н.э. – VIII в. н.э. Один из древнейших городов Междуречья. Один из немногих городов не боровшийся за гегемонию в Шумере, во многом из-за того, что считался священным городом верховного божества всего шумерского пантеона – Энлиля. И благодаря этой священности, обладание Ниппуром делала власть правителей, претендовавших на все Междуречье, легитимной.В конце III тыс. до н.э. подпадает под власть Аккадских правителей, которые возводят стены и храмы в городе. Во времена Нарам-Сина (2237-2200 гг. до н.э.), Ниппур участвует в восстании против верховной власти и на некоторое время обзаводится собственным правителем.При III династии Ура, город снова перестраивается – возводятся новые стены и храмы. Статус города сохраняется и при Исин-ларском периоде в Междуречье. Лишь с возвышением Хамураппи, город начинает терять свое значение. На первый план выходит Вавилон с его верховным божеством – Мардуком. При касситах (1595-1157 гг. до н.э.) Ниппуру вернули священный статус. После этого снова следует некоторый упадок города, в связи с приходом ассирийцев. И снова взлет при Саргоне II (722-705 гг. до н.э.) – заново перестроен храм Энлиля, богаство и убранство поражали современников.После падения ассирийцев Ниппур приходит в упадок и при Селевкидах превращается в крепость. При Сасанидах (224-651 гг. н.э.) же город окончательно превращается в небольшую деревеньку.Покровитель города верховный бог шумеров – Энлиль.
Опис (Упи) нач. II тыс. до н.э. – II в. н.э. Местоположение города точно не установлено. Предположительно он находился на восточном берегу Тигра, при впадении в него реки Диялы. Впервые упоминается в II тыс. до н.э., к XIV в. до н.э. становится одним из провинциальных центров Вавилонии. Навуходоносор (634-562 гг. до н.э.) построил около Описа стену между Тигром и Ефратом, чтобы защитить свою страну от мидийского вторжения.В 539 г. до н.э. в битве под Описом персидский царь Кир сокрушил Нововавилонскую державу Набонида. При Александре Македонском в Описе бунтовали расквартированные там греческие войска (324 г. до н.э.). После распада державы Александра один из его генералов, Селевк Никатор, основал в 305 г. до н. э. на противоположном берегу Тигра греческий город Селевкия. С тех пор Опис стал пригородом Селевкии. Во времена Парфянского владычества недалеко от Селевкии был возведен город Ктесифон (в начале II в. н.э.). В последствие он стал очень большим и великим городом. В это же время следы Описа теряются. Скорее всего, застройки новых городов поглотили его.
Пузриш-Даган (совр. Дрехем) 2094/2046 г. до н.э. – ? Город основан царем Шульги из III династии Ура, как пригород города Ниппура. Это был пункт сбора скота и различных сельскохозяйственных продуктов. В последствие из этого города шло перераспределение всех товаров в различные храмы, царские дворцы и жалования чиновникам.Верховных богом города был – Даган (имеющий, скорее всего, древнееврейское происхождение) – это бог сельского хозяйства, «податель пищи», божество рыбоводства, или божество дождя.
Сиппар (Сиппара, Зимбир, совр. Телль абу-Хабба) 4000/3100 г. до н.э. – II/III в. н.э. Является одним из древнейших городов. Указан в источниках как один из пяти городов существовавших до потопа. Первые поселения в этом месте появились в период Урука. Но более серьезное заселение произошло в конце III тыс. до н.э. Сиппар был приграничным торговым городом, никогда не претендовавший на гегемонию в регионе. Очень рано включается в орбиту влияния Вавилона. При Хамураппи строятся мощные стены и храмы в городе.В последующие периоды (Ахемениды, Селевкиды, Парфяне) город использовался, но не занимал сколько-нибудь значимое положение.Покровитель города – бог солнца Уту (Шамаш). Также поклонялись богине Анунит (Иштар). Даже деление города происходило на два квартала, каждый из которых был посвящен своему богу.
Умма (совр. Телль Джоха) XXVI в. до н.э. – ? Первое упоминание города относится к 2550 г. до н.э., в связи с установкой стелы Месилима, разграничивающего территорию между Уммой и Лагашем. Первым известным энси (правителем) Уммы был Уш (начало XXIV в.до н.э.). В его правление вспыхнул конфликт с Лагашем из-за плодородной полосы Гуэден, которая проходила между границами Уммы и Лагаша. В сражение с лагашцами, Уш был разбит, а Умма вынуждена подчиниться Лагашу. Следующий энси, Энкале возможно был ставленником лагашского царя Эанатума и выплачивал тому дань.Лишь после смерти Энкале, когда царская власть перешла в руки Ур-Лумы, Умма смогла вернуть себе самостоятельность. Ур-Лума отложился от Лагаша и перестал платить дань. Он также совершил поход против правящего там царя Энанатума I. Однако уммийцы не смогли взять город и отступили. После смерти Ур-Лумы, власть перешла к Илю, который вероятно был жрецом.Около 2350 до н.э. Иль совершил военный поход против Лагаша. Причиной этого, опять был нерешённый вопрос об контроле над полосой Гуэден. Однако, как и Ур-Лума, Иль также не смог взять Лагаш, был побеждён и вынужден опять выплачивать дань Лагашу. Умма попала в зависимость к Лагашу, но вероятно всё-таки продолжала сохранять большую долю самостоятельности.В 2336 до н.э. власть в Умме перешла к Лугальзагеси, который считается самым величайшем энси Уммы. Именно в его правление Умма достигла вершины могущества в Междуречье. Лугальзагеси смог покорить города Урук и Ниппур (священный город шумеров) и остальные города Междуречья. Однако уммийцы не могли считать себя гегемонами страны пока оставался непокорённый давний враг Уммы — город Лагаш. В 2313 до н.э. Лугальзагеси начал войну против правящего там царя реформатора Уруинимгины. Война была тяжёлая и кровопролитная, уммийцы тогда разрушили и разорили многие общинные храмы между Уммой и Лагашем. Однако и в этот раз, Лугальзагеси не смог добиться успеха — столица Лагаша, город Гирсу не был взят.Спустя некоторое время после войны с Лагашем, на территорию Уммы вторглась армия аккадского царя Шаррумкена (Саргона Древнего). Лугальзагеси выступил против аккадцев, но в решающей битве его армия была разгромлена. Сам он попал в плен и был казнён. Могущество Уммы было сломлено, город утратил значимость, и больше никогда не представлял значимую политическую силу в Междуречье.

Общинный бог Шара (воскресающий и умирающий бог плодородия).

Ур (Урим, совр. Телль эль-Мукайяр) 3800 г. до н.э. – IV в. до н.э. Первые поселения на месте города датируются Убейдским периодом (5300-4800 гг. до н.э.). Первый период расцвета города приходится на ранний династический период (3000-2400 гг. до н.э.). Затем Ур подпадает под власть Аккада Саргона Древнего. После падения Аккада, на его место приходят «варвары» с гор Загроса – кутии.Следующий расцвет Ура пришел на время правления Ур-Наму (2112-2094 гг. до н.э.) – представителя III династии Ура, объединившего под своей властью всю Месопотамию. Наибольшего значения Ур достиг при правления Шульги (2094-2046 гг. до н.э.), который в конце своей жизни был обожествлен.В 2003 г. до н.э. объединеные силы Элама и субареев захватили и разрушили Ур. Согласно одной из оценок, на тот момент Ур был крупнейшим городом в мире. Его население составляет приблизительно 65000 человек. Исследование, проведенное в 2011 году показывает, что область Ура была поражена засухой примерно в 2200-2000 гг. до н.э. вследствие чего, количество населения сократилось на 93%. Также в этот период область Ура была дважды опустошена кочевниками. Предположительно, в конце этой засухи, шумерский язык исчезает.В дальнейшем Ур играл важную символическую роль при Вавилонских и Ассирийских царях, но самостоятельной роли не играет. Ко времени Персидского владычества, Ур был заброшен, возможно, из-за изменения климата и отступления моря от стен города.Божеством-покровителем города был Нанна, шумерский и аккадский бог Луны.
Урук (шумер. Унуг, библейск. Эрех, греч. Орхоя, совр. Варка) V тыс. до н.э. – VII в. н.э. Поселения на месте города известны еще с Убейдского периода (5300-4800 гг. до н.э.). Считается, что Урук первым обзавелся стенами, поэтому превратился из простого поселения в город. Далее наступил период Урука (4000-3100 гг. до н.э.) и сменился джемдет-насрским периодом (или периодом Урук III 3100-2900 гг. до н.э.). И все это время город существовал и укреплялся.В XXVIII-XXVII веках до н. э. (при полулегендарных правителях Энмеркаре, Лугальбанде, Гильгамеше) под гегемонией Урука были объединены города-государства Южного Двуречья (I династия Урука). В XXIV веке до н. э. при Лугальзаггиси Урук был столицей Шумера. После завоевания Саргоном Древним (XXIV век до н. э.) Урук вошёл в состав его державы. В конце XXII века до н. э. царь Урука Утухегаль создал в Двуречье объединённое «царство Шумера и Аккада», после его смерти власть перешла к Ур-Намму – основателю III династии Ура.После этого Урук начинает терять свое значение, в связи с возвышением Вавилона и войнами с Эламом.Но как важный центр юга Урук оставался еще до конца 1-го тыс. до н.э. В VIII–II вв. до н. э. – автономный храмовой город в составе Вавилонского, затем Ахеменидского и Селевкидского царств. В III веке н. э. разрушен Сасанидами. Окончательно приходит в запустение либо до, либо после арабского завоевания ном региона.Ном Урука включал возникшие позже города Ларса, Куталлу, а также и один из древних городов — Бад-Тибира.

Общинными богами Урука были Ану и Инанна.

Шуруппак («исцеляющее место», «место полного благополучия», совр. Телль Фара) конец IV тыс. до н.э. – после 2000 г. до н.э. Поселения на месте города известны еще с Убейдского периода.В конце периода Урук и начале джемдет-насрским периода город был свидетелем нескольких крупных наводнений.В последующее время, город разрастался и достиг наибольшего размера в конце III раннединастического периода (2600-2350 гг. до н.э.), когда его территория охватывала около 100 га. Судя по археологическим раскопкам в это же время город был разрушен огнем. Чуть позже, около 2000 г. до н.э. город и вовсе был оставлен своими жителями. Шуруппак был посвящен Нинлиль, богини зерна и воздуха. Благодаря этому, в городе было больше всего зернохранилищ
во всем Междуречье.
Эриду (Эреду, Эридуг, Урудуг, совр. Телль Абу-Шахрейн) 5400 г. до н.э. – VI в. до н.э. В шумерской мифологии Эриду считался первым городом, который был основа и заселен после Великого Потопа. Эриду был сформирован на основе слияния трех отдельных экосистем, поддерживающих три различных образа жизни, которые пришли к договоренности по поводу доступа к пресной воде в условиях пустыни. Старейший элемент – аграрный, который был основан на интенсивном сельском хозяйстве, использовавший орошение. Возможна эта группа происходит от Самаррской культуры на севере, характеризующаяся постройкой каналов, и глинобитных зданий. Вторая группа – рыболовы-охотники Аравийского побережья, и, возможно, являлись предками шумеров. Они жили в хижинах, построенных из тростника. Третья группа, которая внесла вклад в образование города Эриду, были кочевыми семитскими скотоводами (пасли стада овец и коз), живущими в палатках в полупустынных районах. Все эти три культуры и являлись первыми поселенцами Эриду. В XXI веке до н.э., с возвышением Ура (2100 г. до н.э.) и изменением своего географического положения (находясь первоначально на берегу лагуны Персидского залива, в дальнейшем он все больше оттеснялся от моря наносными отложениями), Эриду пришёл в упадок, и примерно к 2050 г. до н.э. потерял своё политическое значение.Имея важное религиозное значение, в городе постоянно велось строительство храмов. Сведения о городе находят в источниках вплоть до VI в. до н.э. К этому времени климат сильно изменился и Эриду из важного морского порта превратился в город пустыни и был заброшен.

Расскажи друзьям:

Оцени:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (7 гол., ср.:4,43 из 5)
Загрузка...