В настоящее время намечается тенденция к пересмотру хронологических рамок этой эпохи, что объясняется появлением новых данных о происхождении «человека разумного» и накоплением нового обширного археологического материала. Наиболее дискуссионна проблема перехода от мустье к верхнему палеолиту. Однако, так как многие вопросы очень далеки от своего разрешения, характеристика мустьерской эпохи излагается в соответствии с наиболее широко распространенными на сегодняшний день взглядами.
Оглавление
Археологическая эпоха мустье совпадает с двумя периодами плейстоцена:
Наиболее вероятная дата этого межледниковья — от 120-110 тыс. до 75-70 тыс. лет назад. Основные черты рельефа того времени были близки современным, однако площади и береговая линия морей, особенно внутренних, имели существенные отличия, так как моря переживали фазу трансгрессии (подъема уровня) и затопляли ранее сухие области. Наиболее теплая фаза межледниковья характеризовалась возможно самой большой степенью развития древесной растительности за весь период плейстоцена, тундровой зоны на Русской равнине не было. Среднегодовые температуры были на 4-6 градусов выше современных, главным образом за счет относительно теплых зим. Для Сибири это межледниковье — также теплая и наименее континентальная по характеру климата эпоха плейстоцена. Палеоботанические данные указывают на широкое распространение лесных, особенно темнохвойных, ландшафтов.
Вторая половина мустье (75-70 тыс. — 40 тыс. лет тому назад) соответствует первой половине вюрмского (ранневалдайского, для Восточной Европы — калининского, для Сибири — зырянского) оледенения. По мере похолодания, увеличения ледникового покрова происходит деградация лесной растительности; на севере ландшафты представлены лесотундрой, а южнее — достаточно холодными, редкотравными степями. Климат становится суровым, развивается многолетняя мерзлота, достигающая 50-го градуса сев. широты. Млекопитающие ранневалдайского времени известны в основном по материалам мустьерских стоянок, это животные тундровой, лесной и степной ландшафтных зон. Характерными видами являются –
Эта эпоха представлена большим количеством разнообразных памятников, распространенных значительно шире, чем в ашельское время; мустьерские стоянки известны во всем Старом Свете, а самые северные пересекают границу Северного полярного круга.
Например, В России и на прилегающих территориях известно более 150 мустьерских памятников. Большая часть из них представлена материалами, которые не имеют четкого стратиграфического положения и поэтому называются переотложенными. Однако имеются стоянки с хорошо стратифицированными богатыми культурными слоями, например крымские гроты Киик-Коба, Староселье, Заскальное 1-5, стоянки Молодова 1-7 на Днестре, Рожок в Приазовье, пещеры Кударо 1-3, Цона на Кавказе, пещеры Мезмайская, Треугольная, Матузка, Мыштулагты-лагат и Монашеская, стоянка Ильская на Северном Кавказе, Сухая Мечетка на Волге, пещеры Денисова, Страшная, Усть-Канская, Кара-Бом и другие на Алтае. Наиболее северные памятники, такие как Хотылево на Десне, Пещерный лог и другие стоянки бассейна Камы, Бызовая и Крутая Гора на Печоре показывают возросшие возможности людей в приспособлении к новым природным условиям. Широкое расселение человека в мустье обусловлено развитием каменной индустрии и домостроительства.
В наиболее изученных районах учеными выделены мустьерские археологические культуры: например, стинковская и молодовская на Днестре, кударская, хостинская на Кавказе.
Мустьерские памятники известны почти во всех странах Старого Света. Каменный инвентарь их очень разнообразен. Мустьерская материальная культура неоднородна. С одной стороны, в ней выделяют так называемые варианты, или пути развития, которые отражают общие закономерности развития различных технологий обработки камня и не связаны с определенной территорией. Примером могут служить такие варианты, как –
С другой стороны, внутри этих вариантов выделяются небольшие локальные группировки сходных памятников — археологические культуры. Внутри археологических культур по различиям в составе инвентаря и характеру культурного слоя можно прослеживать памятники разных хозяйственных типов.
Прямую связь между памятниками ашеля и мустье, позволяющую говорить об их генетической преемственности, удается проследить лишь в редких случаях: например, во Франции выделяется вариант мустье с ашельской традицией.
Подробнее о расселение можно почитать в статье – «Расселение древних людей»
Для эпохи в целом характерно совершенствование техники расщепления камня: мустьерские нуклеусы очень разнообразны. Наиболее распространенные типы нуклеусов — дисковидные или черепаховидные (леваллуазские), аморфные, протопризматические. Основные виды заготовок, получаемых при расщеплении нуклеусов, — отщепы и пластины.
Совершенствование техники расщепления привело к появлению новых и к дальнейшему развитию уже существовавших форм орудий. Мустье отличается значительно большей выдержанностью и устойчивостью форм орудий, большим числом орудий на отщепах и пластинах. Рубила либо исчезают, либо встречаются их более миниатюрные и изящные формы. Вторичная обработка, с помощью которой заготовки превращались в изделия, представлена оббивкой и разными типами ретуши.
Происходит расширение набора каменных изделий, их теперь насчитывается около 100 типов. Начинается довольно широкое использование кости в качестве сырья для изготовления орудий. Основные группы изделий эпохи мустье — разнообразные скребла, остроконечники, скребки, ножи, проколки, сверла, рубильца, разнообразные острия, ретушеры и пр. Из кости изготовлялись ретушеры, шилья, острия. Анализ следов сработанности на мустьерских орудиях позволяет говорить об их полифункциональности и о существовании таких трудовых операций, как резание, строгание, сверление, обработка дерева и шкур.
Остроконечники и скребла — самые многочисленные и разнообразные категории орудий в мустьерском инвентаре
Остроконечники — это массивные каменные изделия миндалевидной или треугольной формы с прямыми или слегка выпуклыми обработанными ретушью краями. Они могли служить частью составных орудий — тяжелых охотничьих копий с деревянным древком, с которыми охотились на мамонтов, слонов, носорогов, бизонов, медведей и других крупных животных, а также могли использоваться для других хозяйственных целей.
Такими же предметами охотничьего вооружения, вероятно, были листовидные острия. Они имели форму древесного листа и обрабатывались оббивкой с одной или обеих поверхностей, а по краям дополнительно — ретушью. Листовидные острия могли служить наконечниками копий и дротиков.
Скребло — достаточно крупное изделие, часто асимметричное в плане, с одним или несколькими рабочими краями. Скребла очень разнообразны, их количество, форма и расположение рабочих лезвий широко варьируют. Скребла могли использоваться для обработки шкур и кожи, дерева.
Разнообразные изделия на отщепах и пластинах, такие как скобели, зубчато-выемчатые орудия, отщепы и пластины с ретушью предназначались для обработки дерева и кости, выделки шкур животных и для других хозяйственных нужд.
Стоянки мустьерцев располагаются как в пещерах и гротах, так и на открытых пространствах. Это или долговременные поселения (базовые стоянки — Молодово 1-5), или кратковременные (охотничьи лагеря — пещера Кударо 1, 3, мустьерские слои). Нередко мастерские по добыче и первичной обработке каменного сырья располагаются у его выходов на поверхность.
Наиболее характерной формой жилищ на стоянках под открытым небом были округлые или овальные наземные постройки с внутренними очагами. Основным строительным материалом для их каркаса были крупные кости животных и дерево, сверху он мог покрываться шкурами, тростником, дерном, корой деревьев и др. Наиболее ярко жилища представлены на стоянках Молодово 1-5, относящихся к молодовской мустьерской культуре в Поднестровье. Площадь каждого из них ок. 50 кв. м, внутри располагалось несколько очагов, у которых размещались различные производственные центры.
Основным средством добывания пищи была охота. Люди охотились на самых разных животных: судя по костным остаткам, найденным на стоянках, добычей могли стать и самые крупные (мамонт, пещерный медведь, шерстистый носорог), и относительно мелкие (сайга, дикий осел, баран). В южных областях, например на Кавказе, существовало рыболовство. Иногда прослеживается некоторая специализация по добыче определенного животного: на стоянках, расположенных близко друг от друга и существовавших примерно в одно время, преобладают кости разных животных. Например, в Староселье (Крым) преобладают кости дикого осла (98%), а в Заскальной 4-5 (Крым) — кости сайги. В пещерах Черноморского побережья Кавказа больше всего костей пещерного медведя, а на Ильской стоянке (Сев. Кавказ) — до 87% костей бизона.
Охота на разных животных требовала особых навыков и вооружения. Для палеолита, как правило, реконструируют коллективные облавные охоты на пересеченной местности, но при этом, несомненно, могли использоваться ловчие ямы и другие ловушки. Бесспорно, охота дополнялась собирательством, о чем говорят находки терочных камней, служивших для растирания плодов и кореньев.
От мустьерской эпохи сохранились и первые свидетельства о наличии мировоззренческих представлений – это появление:
Погребения мустьерского времени известны в Западной и Южной Европе, Крыму, на Ближнем Востоке, в Средней Азии. На территории современной России известно одно погребение ребенка в пещере Мейзмайская на Северном Кавказе.
Первые в истории человечества погребения людей обнаружены на мустьерских открытых стоянках и в обитаемых пещерах и гротах. Им свойственны все признаки, позволяющие характеризовать погребения как явление материальной и духовной культуры: создание погребального сооружения, придание покойному определенной позы, наличие сопровождающего инвентаря. Погребальные сооружения имели различные формы. Известны прямоугольные ямы, специально вырубленные в скальном дне жилых пещер и гротов. Такие объекты прослежены в пещере Киик-Коба (Крым), пещере Ля Шапель-о-Сен, гроте Ле-Мустье (Франция), гроте Ля-Ферраси (Италия). Ямы имеют значительную глубину (до 70 см), на их стенках видны следы тешущих орудий, после совершения погребения они перекрывались каменными плитами. Все это позволяет с полной уверенностью говорить о том, что подобные сооружения создавались преднамеренно. В некоторых случаях погребальные ямы рылись в грунте, что известно по материалам гротов Тешик-Таш в Средней Азии и Шанидар в Ираке, а также ряда мустьерских памятников Переднего Востока. В некоторых случаях над погребениями создавались искусственные насыпи (гроты Ле-Мустье, Ля-Ферраси, Регурду во Франции, пещера Треугольная на Северном Кавказе) или каменные ящики, сложенные из отдельных плит (грот Регурду). Известны специальные оградки вокруг погребения (грот Тешик-Таш).
Позы погребенных также варьируются — от вытянутых до скорченных и сидячих. Сопутствующий инвентарь не богат, но разнообразен: каменные орудия и отщепы, комочки охры, кости животных, которые могут быть истолкованы как напутственная пища или как некие ритуально значимые предметы. Кроме того, встречаются и экзотические предметы, такие, например, как яйцо страуса, которое «прижимал» к груди один из сидящих погребенных в пещере Схул (Ирак).
Наблюдаются разнообразные черты погребального обряда –
Возраст погребенных — от 10 (или менее) до 70 лет, что серьезно противоречит общепринятым представлениям о необычайно короткой продолжительности жизни людей каменного века. Палеоантропологические материалы говорят о том, что хоронили представителей практически всех половозрастных групп (дети, подростки, молодые и пожилые люди), но формы и обряды погребального ритуала, по-видимому, сильно различались. Почти все погребения мустьерского времени, известные сейчас, обнаружены на стоянках, но какие-то группы людей могли быть погребены и вне жилых мест. Видимо, поэтому известно непропорционально мало погребений по отношению к численности первобытных коллективов. Кроме того, следует учитывать, что степень сохранности таких объектов зависит от множества причин и большинство их просто уничтожено временем.
Возможно, что кроме наличия представлений общемировоззренческого порядка, таких как «жизнь — смерть», «смерть — новая жизнь» и пр., погребения свидетельствуют и об осознании древним коллективом своей общности. Так, в одном из погребений в пещере Шанидар в Ираке был обнаружен скелет неандертальца-калеки, лишившегося руки задолго до смерти и жившего после этого, видимо, лишь благодаря заботе окружающих. При этом нельзя не сказать, что на мустьерских стоянках встречаются и следы каннибализма, возможно ритуального (пещера Крапина, Югославия).
Все чаще на мустьерских памятниках находят предметы, которые позволяют говорить о появлении деятельности, не связанной с какими-либо утилитарными потребностями, т.е. о возникновении зачатков изобразительного искусства.
Это — фрагменты костяных или каменных пластинок с нарезками орнаментального характера. Кроме того, на стоянках и в пещерах встречаются остатки красной минеральной краски охры — в виде красных пятен, комочков или стерженьков, сточенных наподобие карандашей. Очень редко находятся предметы, которые можно назвать мелкой пластикой: несмотря на грубоватый архаизм исполнения, это вполне опознаваемые антропоморфные и зооморфные изображения. Кроме того, известен ряд находок украшений в виде бус или подвесок.
К мустьерской эпохе относится и зарождение зоолатрии — культа животных, наиболее ярко представленного в так называемых «медвежьих пещерах». В этих пещерах найдены особые комплексы костей из черепов и конечностей пещерного медведя, имеющие неутилитарный, т.е. не связанный с хозяйственно-бытовой деятельностью человека, характер. «Медвежьи пещеры» распространены от Испании до Кавказа. Наиболее известны швейцарские пещеры Драхенлох и Петерсгеле, где были открыты каменные ящики, в которых находились кости конечностей и черепа медведей. Ряд таких пещер известен и на Кавказе, например Верхняя пещера Цуцхватского пещерного комплекса в Грузии. Зачастую в ритуальных комплексах «медвежьих пещер» сохраняются кости и других животных, чаще всего копытных. И хотя медведь занимал исключительное место в мировоззрении древнего человека как самый крупный наземный хищник и основной соперник в борьбе за пещеры, нельзя утверждать, что другие животные не почитались. Вероятно, эти находки показывают появление ранних анимистических и тотемистических представлений.
Таким образом, в эпоху мустье происходит дальнейшее развитие материальной культуры, формируются мировоззренческие представления, выразившиеся в создании погребальных и ритуальных комплексов, появляются первые образцы изобразительного искусства. Все это вместе говорит о дальнейшем усложнении социальной организации древних человеческих коллективов, а увеличение мощности культурных слоев и большое количество остатков охотничьей добычи на памятниках свидетельствуют о развитии хозяйственной деятельности и возрастающей оседлости. Ряд исследователей предполагает, что уже в эту эпоху происходит становление родового общества. Разнообразие кремневого инвентаря мустье отражает существование определенных традиций в изготовлении каменных и костяных орудий, присущих отдельным коллективам людей.
Расскажи друзьям:
Оцени: