Формирование неолитических культур в древнем Китае

Памятники, давшие название основным неолитическим культурам бассейна Хуанхэ, были открыты в конце XIX в. и стали серьезно изучаться с начала XX столетия. К планомерным раскопкам, охватившим и бассейн Янцзы, китайские археологи приступили в 50-х годах. Были получены данные, указывающие на то, что картина развития и смены культур была чрезвычайно сложной и многоликой, а генезис формировавшихся здесь обширных этнокультурных общностей происходил на смешанной основе в условиях перекрещивающихся культурных влияний.

Культура Яншао

Зарождение земледелия в долине Хуанхэ может быть сейчас предположительно отнесено к хронологическому рубежу VII-VI тыс. до н.э. Оно базировалось на чумизе, относившейся, по свидетельству Н.И. Вавилова, к числу эндемичных растений данного района.

Сосуды с антропоморфным и зооморфным орнаментом. Ill тыс. до н.э.

Сосуды с антропоморфным и зооморфным орнаментом. Глина. Неолитическая керамика Баньпо. Сиань. Шэньси. III тыс. до н.э.

Важнейший этап освоения этой территории связан с открытыми в 1921 г. у деревни Яншао (уезд Мяньчи, провинция Хэнань) памятниками развитой неолитической культуры, названной по месту первых находок. Ее стоянки обнаружены сейчас повсюду в районах верхнего и среднего течения Хуанхэ, а также по соседству с ними. Центральная зона этой культуры связана с землями, лежащими на стыке провинций Хэнань, Шаньси и Шэньси. Яншаоские стоянки располагаются либо на лёссовых террасах, либо в аллювиальных речных долинах. Яншао принадлежит к кругу культур расписной керамики. Яншаоская посуда изготавливалась вручную. До обжига сосуды украшались красным и черным орнаментом: в виде переплетающихся линий, спиралей, решеток, треугольников, ромбов или же в виде зооморфных изображений.

Тип орнамента служит основой для выделения на территории культуры Яншао ряда регионов, обычно концентрирующихся вокруг крупных неолитических поселений, дающих им свое название:

Основой для реконструкции яншаоской палеоэкономики и ее связей с ботанико-географической средой долины Хуанхэ и соседних районов служат обнаруженные здесь комплексы материальной культуры, включающие каменные мотыги, каменные зернотерки, каменные ступки и песты, а также карбонизированные остатки зерен чумизы. В строительстве своих жилищ яншаосцы использовали простейшие каркасно-столбовые конструкции, покрытые ветками и обмазанные глиной с примесью соломы. Господствующим типом строений были прямоугольные или округлые в плане полуземлянки. Вокруг крупных поселений сохранились следы глубоких оборонительных рвов.

Ряд специфических черт инвентаря поселения Баньпо, раскопанного в 1954-1956 гг., в частности стилистические особенности росписи посуды: фигуры рыб, геометрические узоры, послужили для археологов эталоном, с помощью которого удалось выделить обширную серию сходных памятников, найденных в различных местах Северного Китая. Для другой группы поселений культуры Яншао, также связанных между собой отчетливой близостью характерных особенностей инвентаря, эталоном стал нижний слой поселения Мяодигоу I, раскопанного в 1956-1957 гг. Между этими группами существует несомненное единство материальной культуры. Вопрос о хронологическом отношении этих двух групп памятников Яншао был предметом острой дискуссии.

Голова богини-матери. IV тыс. до н.э.

Голова богини-матери. Крашеная глина, инкрустированная нефритом. Неолитическая керамика Хуншань. Нюхэлян. Ляонин. IV тыс. до н.э.

Решающее значение в этом вопросе, по-видимому, следует придавать стратиграфическим данным. Проделанный учеными анализ стратиграфических данных с несомненностью указал на то, что период существования Баньпо относится к более раннему времени, нежели Мяодигоу I. Были определены хронологические границы существования памятников типа Баньпо, основанные на серии радиокарбонных дат, которые соответствуют 4770-4290 гг. до н.э. Наиболее же ранний образец из нижнего слоя поселения Мяодигоу I датирован 3910 (±125) г. до н.э. Это, однако, не означает, как полагают некоторые, что долина Вэйхэ была районом, где складывались наиболее ранние яншаоские памятники и откуда брал начало поток переселенцев в другие области. В Хоугане, например, открыты слои, близкие по типу к Баньпо, которые датированы 2-й половиной V тыс. до н.э.

В 1977 г. раскопки на яншаоском поселении Бэйшоулин близ г. Баоцзи открыли нижний слой, несомненно более ранний, чем Баньпо. В результате радиокарбонного анализа получена дата образца из этого слоя, соответствующая концу VI — началу V тыс. до н.э. Сейчас, по-видимому, еще рано выделять ту зону, где формировалось ядро культуры Яншао.

На протяжении длительного периода существования культуры Яншао, обнимающего V и IV тыс. до н.э., во всех районах обширного ареала ее распространения сохранялось устойчивое типологическое единство каменных орудий труда, форм керамики и ее орнаментации, приемов строительной техники и т.д., что указывает на принадлежность носителей этой культуры к единой этнокультурной общности.

Культуры бассейна Янцзы

По-видимому, к хронологическому горизонту, проходящему на грани VII и VI тыс. до н.э., может быть гипотетически отнесено возникновение земледелия и в бассейне р. Янцзы. Начальные этапы этого процесса только еще начинают изучаться. Сравнительно недавно открыты ранние памятники в южной части приморской зоны (провинция Чжэцзян), которые фиксируют архаический этап сложения здесь производящего хозяйства. Это многослойное поселение Хэмуду близ г. Юйяо. Нижний слой его содержит памятники, не имеющие параллелей среди неолитических находок этого района. Найдены остатки наземных деревянных жилищ, свидетельствующих об их конструктивной оригинальности, сельскохозяйственные орудия из костей животных, кости одомашненных собак, свиней и буйволов. Керамика нижнего слоя Хэмуду черного цвета, изготовлена из глины с примесью толченого угля. В материалах этих слоев открыты следы культивирования заливного риса, интродуцированного, по-видимому, из горного восточногималайского ботанико-географического центра. Имеются даты двух образцов из раннего Хэмуду, подвергнутых радиокарбонному анализу: 5005 (±130) г. до н.э. и 4770 (±140) г. до н.э. В нижнем слое Хэмуду сейчас видят родоначальника неолитических памятников южной части провинции Цзянсу и провинции Чжэцзян, которые ранее объединялись с памятниками северной части провинции Цзянсу в культуру Цинляньган.

Эта культура распадается по крайней мере на две самостоятельные области, центры которых расположены южнее и севернее р. Янцзы. В южной области есть ряд стоянок и могильников, характеризующих разные стороны хозяйственной жизни, социального уклада и идеологических представлений ее неолитического населения, четко делящиеся на три хронологических этапа —

Сосуд в виде животного.  IV-III тыс. до н.э.

Сосуд в виде животного. Красная глина. Неолитическая культура Давэнькоу. Шаньдун. IV-III тыс. до н.э.

Здесь найдены кости буйвола, шлифованные каменные орудия труда: мотыги, топоры, тесла. Керамика поселения, как и керамика других центров этой культуры, изготовлена способом ручной лепки, с последующим лощением поверхности. Преобладают сосуды темно-серого цвета, встречаются и сосуды красного цвета. Основой хозяйства здешних племен было культивирование заливного риса. Неолитические памятники, расположенные к югу от р. Янцзы, называют культурой Мацзябинь. Хронологические рамки существования этой культуры, основанные на ряде радиокарбонных датировок образцов из разных слоев ее поселений и могильников, определяются 4750-3700 гг. до н.э.

Что касается памятников, расположенных к северу от р. Янцзы, то территория полуострова Шаньдун, представлявшаяся ранее областью, где господствовала самостоятельная неолитическая культура, теперь оказывается одной из провинций культурно-этнической общности, занимающей также северную часть провинции Цзянсу. Памятники провинции Шаньдун и северной части провинции Цзянсу было предложено объединить в одной общей культуре Давэнькоу. Культура делится на четыре этапа, называемых по местам наиболее значительных и памятных находок (все в провинции Цзянсу):

Внутренняя эволюция культуры Давэнькоу сопровождалась постепенным вытеснением расписной и расширением производства серой и черной лощеной керамики. Период, охватывающий все четыре этапа существования этих памятников, сейчас ограничивают временем от середины V до середины III тыс. до н.э.

Достаточно активная роль принадлежит и неолитической культуре Цюйцзялин, открытой в бассейне среднего течения р. Янцзы, в котловине провинции Хубэй. Обнаруженные здесь куски обожженной глины содержат примесь рисовой шелухи. Это свидетельствует, что одним из главных занятий цюйцзялинцев было культивирование заливного риса. Часть принадлежавшей им глиняной посуды была расписной. Она изготовлялась уже на гончарном круге, покрывалась черным или серым ангобом, на который наносился орнамент. Цюйцзялинская керамика и по формам сосудов, и по стилю орнаментации отличалась от лепной расписной керамики Яншао. Полученные три даты по 14C для цюйцзялинских памятников позволяют относить время их существования к первой половине III тыс. до н.э.

Этнокультурные процессы в III тыс. до н.э.

В III тыс. до н.э. эволюция племен, составлявших культурную общность Яншао, значительно усложнилась. В это время область среднего течения Хуанхэ стала объектом вторжения носителей ряда неолитических культур, связанных с иными культурно-хозяйственными традициями. Генезис местного поздненеолитического населения происходил в условиях перекрещивавшихся культурных влияний. Территория провинции Хэнань превратилась в активную контактную зону. Еще в 1962 г. близ г. Яньши были обнаружены могильники с инвентарем культуры Давэнькоу. Развитие яншаосцев в поздненеолитическое время, проходившее в условиях постоянного и длительного взаимодействия с племенами, двигавшимися с территорий Шаньдунского п-ова, привело к формированию на землях провинции Хэнань культуры Мяодигоу II, где ведущей стала керамика серого и красного цвета с простейшим веревочным или плетеным орнаментом, расширился набор каменных сельскохозяйственных орудий, значительно выросло производство продуктов животноводства.

В середине III тыс. до н.э. на территорию провинции Хэнань стали вторгаться племена-носители культуры Цюйцзялин. В это же время происходят значительные перемены в жизни племен на территории Шаньдунского п-ова. На смену культуре Давэнькоу постепенно приходит энеолитическая культура Луншань. Начинается широкое проникновение присущих ей черт и особенностей в районы, некогда представлявшие собой центры развития Яншао, где получает распространение такой важный для Луншаня структурный элемент, как черная лощеная и серая глиняная посуда, изготовленная на гончарном круге. Однако выработка качественно новых форм и признаков определялась в ней не только воздействием импульсов, шедших с территории Шаньдуна, но и синтезом местных этнокультурных факторов. В этом убеждает анализ различий между шаньдунским и хэнаньским комплексами луншаньского времени.

Ведущей формой керамики хэнаньского комплекса были триподы дин с полыми ножками. В провинции Шаньдун они неизвестны. В раннелуншаньское время здесь преобладали триподы дин. Позднее главенствующими стали сосуды сугубо местного типа: округлые, на трех конических ножках, с цилиндрическим горлом, снабженным широким сливом. Серьезные различия существовали между двумя этими зонами и в погребальном обряде. В то же время оба комплекса обладали отчетливо выраженными общими чертами, что и позволяет объединять их в рамках луншаньской культурной общности.

Эволюция материальной культуры в провинции Шэньси в период энеолита шла путями, несколько отличными от тех, которые привели к появлению шаньдунского и хэнаньского вариантов развитого Луншаня. Местные племена в периоды позднего неолита и энеолита активно взаимодействовали с племенами, жившими на территории провинции Ганьсу. Сложившаяся здесь энеолитическая культура Кэшэн-чжуан II отличается значительной самобытностью. Однако, несмотря на значительные отличия от синхронных памятников провинций Шаньдун и Хэнань, большинство исследователей склонны видеть в нем модификацию луншаньской культурной общности.

Создатели последней, несмотря на ряд локальных вариантов, сохраняли на протяжении всего периода ее существования определенное хозяйственное и культурное единство. На обширной территории, далеко выходившей за рамки трех упомянутых провинций, в луншаньское время получила распространение сходная в своей основе технология керамического производства, появился гончарный круг, повсюду господствующим стал хозяйственно-культурный тип оседлых земледельцев, выращивавших злаковые культуры. Отчетливо проявилась тенденция к расширению числа видов домашних животных.

В области южнее р. Янцзы, в приморской зоне, также происходит постепенная смена культуры Мацзябинь культурой Лянчжу. Ее памятники обнаружены в районе оз. Тайху. Керамика Лянчжу в основном состоит из лощеных сосудов черного цвета, изготовленных на гончарном круге. Племена культуры Лянчжу продолжали возделывать заливной рис. Время существования культуры сейчас определяется семью датами по 14C — от 3300 до 2300 г. до н.э. Племена культуры Лянчжу наряду с племенами культурной общности Луншань представляли собой среду, в которой вызревали прогрессивные методы производства орудий, приведшие к появлению меди и бронзы, складывались элементы будущей городской цивилизации и формирующегося государства. Луншаньцы и их ближайшие соседи, судя по археологическим данным, первыми овладели производством и обработкой металла. Очень ранние медные изделия открыты в 1955 г. на стоянке Дачэншань близ г. Таншаня в провинции Хэбэй. Инвентарь этой стоянки, состоявший из каменных орудий и луншаньской керамики, включал также две небольшие медные пластинки. В дальнейшем знакомство с выплавкой меди, соединенное с богатым опытом строительства и эксплуатации гончарных печей, изготовления керамики, позволило энеолитическим племенам разных районов Восточной Азии быстро перейти к производству бронзы и освоить оригинальную технологию отливки бронзовых изделий в глиняных формах.

Расскажи друзьям:

Оцени:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 гол., ср.:3,00 из 5)
Загрузка...