Палеолит. Ашельская эпоха (800-120 тыс. лет назад)


В основном ашельская материальная культура связана с существованием Homo ergaster, Homo antecessor и Homo Heidelbergensis.

Расселение человека

Ашельские памятники распространены значительно шире, чем олдувайские: они известны в Африке, Передней, Южной и Юго-Восточной Азии. Много их в Южной и Западной Европе — во Франции, Англии, Бельгии, Германии, Италии, Испании, Югославии. В Средней Европе их значительно меньше. В Северо-Восточной Евразии ашельские памятники немногочисленны и относятся ко второй половине ашеля. Приурочены они к южным районам — Кавказ и Предкавказье, Молдавия, Приднестровье и Приазовье, Средняя Азия и Казахстан, Алтай, Монголия.

Заселение человеком тех или иных регионов во многом зависело от природных условий плейстоцена — в периоды оледенений продвижение в северные и умеренные области было очень ограниченным, напротив, в периоды межледниковий, когда природные условия были значительно мягче, человек мог осваивать новые пространства.

Широкое распространение памятников исключает возможность проникновения ашельского человека на эту огромную территорию из единого центра. Однако малочисленность материала делает реконструкцию путей заселения достаточно дискуссионной. Люди могли приходить из Передней Азии в Закавказье, Северный Кавказ, в Прикубанье, из Западной и Центральной Европы — на Русскую равнину. Территория Северной Азии могла быть заселена, по меньшей мере, по двум направлениям — из Передней и Юго-Восточной Азии, Монголии. Среди ашельских памятников выделяются –

  • стоянки, т.е. места обитания древних людей, при исследовании которых находят культурные слои, залегающие в согласии с геологической стратиграфией, и
  • местонахождения — места находок предметов той или иной эпохи вне связи с культурным слоем и стратиграфией, очень часто это результаты сборов на поверхности.

Эти же названия употребляются для обозначения аналогичных памятников для всех последующих эпох.

К наиболее ранним ашельским памятникам в Восточной Европе может быть отнесено Королево (Западная Украина), древние слои которого относятся к раннему ашелю. Ко второй половине и финалу ашеля относятся нижние культурные слои ряда пещер Центрального и Северного Кавказа — Азых в Нагорном Карабахе, где найдена челюсть архантропа, Кударо 1-3, Цона (Центральный Кавказ), Треугольная (Северный Кавказ).

В долинах Прута, Днестра и Днепра известно несколько десятков домустьерских стоянок и местонахождений. В Приазовье и низовьях Дона имеется ряд домустьерских местонахождений, в инвентаре которых прослеживаются различия в типах орудий и их оформлении, что свидетельствует о присутствии носителей разных культурных традиций. В бассейне Кубани известно не менее 50 ашельских местонахождений, наиболее известно Абадзехское в долине р. Белой.

Домустьерские местонахождения известны в Средней Азии и Казахстане. Наиболее архаические формы изделий — чопперы, грубые отщепы, рубила — представлены в Южном Казахстане и позволяют говорить о связи этих районов с Передней Азией.

Находки последних двадцати лет опровергают сложившееся представление о непригодности пространств Сибири для обитания людей в домустьерское время: на Алтае обнаружены местонахождения (Улалинка, Кизик-Озек) и хорошо стратифицированные памятники (Усть-Каракол, Кара-Бом, Денисова пещера), нижние слои которых могут быть отнесены к финалу ашеля. Каменный инвентарь весьма разнообразен и указывает на то, что население, оставившее алтайские памятники, могло прийти с территорий Средней Азии, Казахстана и Монголии.

Подробнее про расселение человека можно почитать в статье «Расселение древних людей».

Орудия и техника их изготовления

Начало ашельской эпохи отмечено появлением и широким распространением новых типов орудий — ручного рубила и колуна-кливера, которые отличались по форме и были крупнее орудий олдувайской эпохи.

  • Ручное рубило — крупное массивное орудие (до 35 см), сделанное из куска камня или отщепа методом двусторонней оббивки. Чаще всего оно имеет один заостренный конец и два продольных массивных лезвия; общая форма орудия — овальная или миндалевидная. Нередко второй конец оставался необработанным. Рубило — первое орудие, имеющее относительно стандартную форму и легко опознаваемое даже неспециалистом. Рубящий край и заостренный конец свидетельствуют, что ручное рубило было универсальным орудием — прежде всего ударным, но могло служить и для выкапывания из земли корней, добывания мелких животных, расчленения туш убитых животных, обработки дерева и кости.
  • Колуном, или кливером, называют другой тип двусторонне обработанного крупного орудия, имеющего необработанное ретушью поперечное лезвие и симметрично обработанные края.

Для раннеашельских орудий характерно небольшое число сколов обработки; края изделий, как правило, неровные. Экспериментально доказано, что подобные сколы снимались при ударах по камню каменным отбойником. В среднем ашеле эта техника обработки сменяется более совершенной: используется отбойник из более мягких материалов — кости, рога, дерева. Он позволяет выравнивать поверхность орудия тонкими снятиями. Сами орудия становятся тоньше, изящней и симметричней, продольные края — более ровными и тонкими, скорее режущими, чем рубящими.

Клектонская техника первичного расщепления (клектонский нуклеус).

Клектонская техника первичного расщепления (клектонский нуклеус). Цифрами показана очередность снятия.

В ашельских комплексах сохраняются чопперы, скребла, орудия с зубчатыми и выемчатыми краями, характерные еще для олдувайской эпохи.

Значительно возрастает число орудий, изготовленных на отщепах, которые становятся более тонкими и правильными. Появляются пластинчатые заготовки, они тоньше и длиннее отщепов и имеют более правильные прямоугольные или треугольные очертания. Орудийный набор ашельских памятников очень разнообразен: это многочисленные скребла и скребки, предназначенные для обработки шкур и кожи, разнообразные острия, которые использовались и как охотничье вооружение (наконечники копий и дротиков), и для выполнения различных колющих операций (проколки, шилья, острия), а также различные группы зубчато-выемчатых форм.

Техника раскалывания в раннеашельскую эпоху во многом сходна с олдувайской. Однако при дальнейшем развитии можно выделить различные технологические традиции. Одна из них получила название клектонской по стоянке Клектон в Англии.

Радиальная техника первичного расщепления. Радиальный (дисковидный нуклеус).

Радиальная техника первичного расщепления. Радиальный (дисковидный нуклеус). Цифрами показана очередность снятий.

Она предполагала получение необходимых сколов путем не бессистемного дробления, а избирательного, конкретно-ситуационного расщепления. После первого скола с нуклеуса подбиралось место для следующего. Таким образом, каждое снятие подчинялось конкретной цели и зависело от предыдущих сколов, от складывающейся ситуации на камне. Клектонские нуклеусы имели, как правило, две площадки. Скалывание производилось на наковаленке покрытой берестой или шкурой.

В раннем ашеле возникает и существует почти до конца палеолита радиальная техника. В качестве нуклеуса использовалась округлая, слегка крупная уплощенная галька. Центростремительные снятия производились с нескольких площадок по одному фронту. Сколы, полученные с радиального (дисковидного) нуклеуса имели, как правило, овальную форму и массивный проксимальный сегмент с крупным ударным бугорком.

Техника леваллуа по этапам

Техника леваллуа:
1. создание платформы
2. оббивка нуклеуса и получение отщепов
3. повторная заточнка отщепов и пластин.

В среднем-позднем ашеле происходят важные изменения в технике обработки камня. Наряду с техникой клектон и техникой двусторонней оббивки появляется новая техника — леваллуа. Название этой технике дала стоянка Леваллуа-Перре под Парижем. Для нее характерна тщательная предварительная подготовка и оформление нуклеуса, приобретающего благодаря этому сходство с панцирем черепахи (черепаховидный нуклеус). Это позволяло получать большое количество заготовок (отщепов и пластин) достаточно правильной овальной или треугольной формы, которые не нуждались в длительной вторичной обработке для последующего изготовления орудий. Как уже было сказано, эта техника появилась в ашельскую эпоху и была распространена на протяжении мустьерского времени у отдельных групп людей на всех территориях, заселенных в древнем палеолите.

На нескольких ашельских памятниках были найдены остатки деревянных орудий: в Клектоне (Англия), в Лорингене (Германия), в Торральбе (Испания) и в Каламбо (Африка). Чаще всего это обломки деревянных копий, которые, как предполагают исследователи, были не метательными, а ударными.

В настоящее время накопилось много ашельских материалов, которые позволяют проследить локальные особенности инвентаря. Причина возникновения этих вариантов еще не вполне ясна. Одни исследователи объясняют их различиями в экологических условиях, другие — особенностями хозяйства, третьи — характером используемого для орудий сырья и, наконец, — отражением культурных традиций, закрепленных в технике изготовления и форме орудий.

Характер памятников

Ашельские памятники часто имеют достаточно мощный культурный слой и представляют собой стойбища охотников-собирателей, несомненно знавших огонь. На пещерной стоянке Чжоукоутянь в Китае найдены многометровые толщи золы и угля — свидетельство постоянно горевших там очагов.

Судя по мощности культурного слоя, люди подолгу жили на одном месте или возвращались на него по нескольку раз. При анализе стоянок удается выделять разные по хозяйственной принадлежности памятники: охотничьи кратковременные лагеря; мастерские по добыче и первичной обработке каменного сырья, расположенные у его выходов на поверхность; долговременные базовые стоянки, где жила большая часть коллектива и производились многочисленные и разнообразные трудовые операции.

Ашельский человек селился как под открытым небом, так и в пещерах. В некоторых случаях сохранились следы искусственных жилищ, оcобенно интересные данные получены на стоянках Амброне в Испании, Терра-Амата и грот Лазаре во Франции.

Реконструкция жилища охотников. 400 тыс. лет назад. Терра-Амата, юг Франции.

Реконструкция жилища охотников. 400 тыс. лет назад. Терра-Амата, юг Франции.

Терра-Амата — раннеашельское поселение с несколькими культурными слоями, свидетельствующими о том, что человек неоднократно возвращался на это место. Здесь были обнаружены овальные в плане скопления культурных остатков, по границам которых прослежены ямки от столбов и каменные блоки. Внутри скоплений располагались очаги. Эти памятники реконструируют как остатки хижин, построенных из толстых жердей и веток. В гроте Лазаре у одной из стен была обнаружена овальная жилая площадка, которая была отгорожена от остальной части грота кладкой из камней. Внутри площадки располагались два очага, окруженные скоплением культурных остатков. Возможно, это была пристройка к стене грота с вертикальными стенками и наклонной кровлей, сооруженной из жердей и шкур.

Культурные слои в пещерах Кударо 1-3 и Цона (Центральный Кавказ) содержат остатки нескольких стойбищ, относящихся к различным хозяйственным типам. Кударо 1 — базовая стоянка, на которой жила основная часть коллектива, она характеризуется мощным (0,7 м) культурным слоем, обилием каменных орудий, разнообразными костными остатками охотничьей добычи, наличием очагов. Кударо 3, Цона — охотничьи лагеря, т.е. кратковременные стоянки, на которых происходила лишь первоначальная обработка охотничьей добычи, представленной более чем 40 видами различных животных и рыб, преимущественно лососевых.

Реконструкция жизни первобытных людей. Музей Терра-Амата (Ницца, Франция).

Реконструкция жизни первобытных людей. Музей Терра-Амата (Ницца, Франция).

Археологические материалы, несмотря на свою фрагментарность, позволяют в некоторой степени реконструировать картину социальной и хозяйственной жизни ашельского человека. Он умел строить жилища, подолгу жил на одном месте или много раз возвращался туда. Каменные орудия представлены целым набором изделий, служивших для выполнения различных хозяйственных работ или бывших предметами охотничьего вооружения. Охота на крупных животных требовала тесного сплочения коллектива. Стоянки разного хозяйственного назначения — охотничьи лагеря, базовые стоянки, мастерские по добыче каменного сырья— свидетельствуют о такой сложной форме социального поведения, как разделение труда.

Расскажи друзьям:

Оцени:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (4 гол., ср.:3,25 из 5)
Загрузка...