Источники по Египетской мифологии и космогонические теории


Откуда на земле появились люди и животные, деревья и кустарники, травы и злаки? Когда стало светить солнце — яркое солнце, рассеивающее мрак, прогоняющее ночные страхи? Кто зажег в небе звезды и поместил месяц, чтобы он ночью заменял солнце? Как появились на земле люди и что ожидает человека после смерти?

Эти вопросы волновали людей в самые далекие времена, много тысяч лет тому назад. Задумывались над этим и древние египтяне, обитатели Нильской долины, края Та-Кемет — «Черной Земли», как они ее называли в противоположность «Красной Земле» — мертвой пустыне.

Жители Та-Кемет построили города, воздвигли роскошные дворцы и храмы. Один за другим плыли караваны груженых товарами кораблей. В городах трудились искусные ремесленники, создающие прекрасные творения. Тысячи рабочих строили изо дня в день громадные пирамиды, которым суждено было простоять века.

Египтянам казалось, что вся окружающая их природа и небесные светила, растения, горы — одушевлены. Все это живые существа, могущественные боги, обладающие безмерной властью, и от них зависят благополучие и жизнь людей.

Богов древние египтяне представляли себе в образе сказочных героев и грозных чудовищ, они наделяли их мощью и способностью помогать или вредить людям. Всех богов было великое множество, ведь за каждым явлением природы стоял бог или демон.

Исследования в области египетской мифологии

«Тексты пирамид»

Наиболее ранним источником, из которого мы черпаем сведения о древнеегипетских мифах, в том числе и о космогонических, являются знаменитые «Тексты пирамид» — одно из древнейших в истории человечества собраний религиозных литературных па­мятников. Их открытие связано с именами двух выдающихся французских ученых — О. Мариетта и Г. Масперо, заслуги которых в египтологии огромны. Мариетт — выдающийся археолог, открыв­ший в Саккара подземный некрополь с захоронением священных быков-аписов, основатель и первый директор египетской «Служ­бы древностей», неутомимый исследователь памятников древнего искусства и культуры, создатель Египетского музея в Каире — первоначально полагал, что пирамиды «безмолвны», что внутри них нет и не может быть никаких надписей. Когда Мариетт доживал последние дни, ему принесли известие о том, что Масперо обнаружил надписи на внутренней стене пирамиды Пепи I в южном районе Саккара. Это была последняя радостная новость в жизни Мариетта — через несколько дней его не стало.

Между тем Масперо исследовал одну пирамиду за другой: надписи, высеченные в белом известняке и пропитанные зелено-­голубой краской, оказывались всюду: в пирамидах

  • Унаса,
  • Тети,
  • Меренра,
  • Пепи II.

Вместе с немецким египтологом Г. Бругшем они снимали копии с текстов, зачастую с риском для жизни, ибо, за исключением хорошо сохранившейся пирамиды Унаса, все остальные были полуразрушены и тяжелые каменные глыбы могли в любую минуту упасть на смельчаков. Тем не менее к маю 1881 го­да все эти пирамиды удалось обследовать, а надписи — скопиро­вать. Полностью они были опубликованы спустя тринадцать лет.

Но на этом открытия не кончились. Другой французский египто­лог, Г. Жекье, открыл в 1925-1932 годах еще четыре пирамиды с текстами. Пирамиды эти принадлежали трем супругам царей VI династии и малоизвестному царю Иби, правившему в Первый переходный период. Таким образом, число известных нам «Текстов пирамид» возросло до девяти, но ученые полагают, что это еще далеко не все и что можно ждать новых открытий в этой области. Во всяком случае, в последние годы обнаружили еще около трех тысяч фрагментов, сохранившихся на обломках разрушенных пирамид, которые теперь подвергаются реставрации.

«Тексты пирамид» представляют собой собрание формул самого различного происхождения. Их главной целью было обеспечить умершему царю возрождение к вечной загробной жизни. Для этого составляли всевозможные религиозные, магические и мифологиче­ские тексты, которые могли оказаться нужными царю в вечной жизни; надписями покрывались внутренние стены коридоров и по­гребальных помещений пирамиды. Впервые это было сделано в конце V династии, в пирамиде Унаса, но большинство формул несомненно восходит к более древним источникам. Предполагают, что некоторые возникли уже в архаическую эпоху, то есть во время правления первых двух династий. Магические заклинания, значительно более примитивные по своему содержанию, безусловно древнее, чем гимны, которые являются, по мнению исследовате­лей, самыми поздними в собрании. Многие речения этих текстов возникли предположительно в период между III и V династиями.

«Тексты саргофагов»

Другим обширным источником наших знаний о египетских религиозно-мифологических представлениях являются так называемые «Тексты саркофагов», записанные на внутренних стенках дере­вянных саркофагов в период между VIIIи XVII династиями. Мы находим там облеченные в форму диалогов сказания о про­исхождении и победах богов, а также комментарии к мифологиче­ским событиям. Часть глав «Текстов саркофагов» заимствована из «Текстов пирамид», но в них также много нового по сравнению с первоисточником. Оба памятника содержат сведения не только о космогонических мифах древних египтян, но и множество дан­ных, касающихся их представлений о загробной жизни и мифа об Осирисе. Эти разнообразные мифологические сюжеты были тесно связаны с заупокойным ритуалом: на них должен был «ссылаться» умерший, чтобы обеспечить себе благополучное посмертное существование.

Храмовые надписи

Одним из важных источников, знакомящих нас с египетской ми­фологией и с космогоническими мифами в частности, являются над­писи на стенах храмов, воздвигнутых в годы правления македон­ской династии Птолемеев. Если в эпоху Нового царства, особенно в его последний период, надписи в храмах часто увековечивали исторические события — рассказывали о военных победах царей, — то в изменившейся политической обстановке, когда Египет оконча­тельно лишился независимости, их место заняли религиозные и мифологические тексты. Однако эти тексты записаны в таком виде, какой они приобрели после сотен и даже тысяч лет существования. Они — продукт эволюции верований и, несмотря на нарочито архаичную форму, представляют собой переработку, а не изложе­ние древних мифов. В те годы были упорядочены древние, зачастую противоречивые сюжеты, они стали более поэтичными, им была придана драматическая форма. И они являются, в сущности, самым полным собранием египетских мифов.

Папирусы

В 1865 году коллекция египетских папирусов, хранившихся в Бри­танском музее в Лондоне, пополнилась еще одним очень важным для египетской мифологии документом — так называемым «Па­пирусом Бремнер-Ринд». Этот папирус назван по имени Генри Александра Ринда, шотландского адвоката. Находясь в 1855 году в Египте, Г. Ринд увлекся памятниками старины, стал археологом- любителем и организовал свою археологическую экспедицию. Два года он занимался раскопками фиванских некрополей. Многие свои находки и приобретения он передавал музею в Эдинбурге и другим музеям Великобритании. С его именем связан ряд папиру­сов, самый знаменитый из которых — «Папирус Бремнер-Ринд», хранящийся в Британском музее под № 10188.

Его владельцем был жрец по имени Несмин, велевший написать его на двенадцатом году царствования Александра, сына Алек­сандра Македонского, то есть в 312 году до н. э. Это своего рода религиозно-мифологическая антология с текстами различных эпох. Она состоит из четырех частей.

Первая часть, озаглавленная «Песни Исиды и Нефтиды», содержит произведения, которые исполнялись во время мистерий в храме Осириса с 22-го по 26-е число месяца Хойак (по фиванскому ка­лендарю — 4 месяц). Вторая часть, под заглавием «Ритуал жертвоприноше­ния Сокара», тоже составляла, вероятно, часть мистерий Осириса. Самая большая и вместе с тем самая интересная — третья часть, «Книга о победе над Апопом», где в историю борьбы бога Ра с его исконным врагом — змеем Апопом — вставлен монолог Ра, описы­вающий сотворение мира и всего, что в нем существует. В остальном же книга содержит различные заклинания, оберегавшие Ра от коз­ней Апопа. Последняя, самая краткая часть — «Перечень имен Апопа, которые не должны существовать».

Этот памятник чрезвычайно интересен с точки зрения мифологии. Мы находим здесь тексты, связанные, с одной стороны, с мифом об  Осирисе, а с другой — с циклом гелиопольских мифов, в том числе и космогонических. Единственным объяснением такой компо­зиции является поздняя дата создания этого памятника, в котором автор просто записал различные, ранее существовавшие сказания о божественных деяниях.

Космогонии

Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно.

Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Часто одни и те же мифологические события изображены по-разному, и боги в них выступают в различном облике.

В Древнем Египте существовало три основных религиозных центра и каждый из них имел свои список наиболее почитаемых богов и свою космогонию (греч. κοσμογονία, от κόσμος — мир, Вселенная и греч. γονή — рождение) — учение о происхождении или о сотворении Вселенной.

Гелиопольская космогония

Важную роль в Древнем Египте играл религиозный центр — священный город Иуну — Город Столбов (в этом городе в честь богов и фараонов египтяне воздвигли множество высоких четырехгранных столбов-обелисков). Греки дали этому городу свое название — Город Солнца — Гелиополь.

В городе Гелиополе рассказывали такую легенду о сотворении мира.

Не всегда цвела и благоухала Черная Земля. Давным-давно, много лет назад, на месте городов с их храмами и дворцами, шумными рынками и площадями, на месте орошаемых полей ничего не было. Именно — ничего. Не было даже земли. Повсюду простирались безбрежные воды — «великое озеро». Это не была нынешняя вода, а древняя, первозданная, вода бескрайнего и бездонного океана Нун.

Окаменевшие, холодные воды Нуна, казалось, навечно застыли в неподвижности. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света: всюду царил мрак первозданный Хаос, и ничто не нарушало покоя.

Атум-Ра

Бог Атум-Ра

Шу

Бог Шу

Тефнут

Богиня Тефнут

Шли годы, проходили столетия, но еще не существовало времени, и не было никого, кто бы исчислил его. Долго, очень долго ничего не менялось в мире. Но вот однажды заколыхались древние воды, заплескались, и на поверхности их появился великий бог Атум-Ра.

— Я есть, я существую! — воскликнул он, и Хаос содрогнулся от громоподобного голоса, возвестившего начало жизни. — Я сотворю мир! Я сделаю это, ибо мое могущество велико — я сумел сам себя создать из вод океана! Нет у меня отца, нет матери; я первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов!

А вокруг, как и прежде, все было объято непроглядным мраком и мертвенным безмолвием. В океане не было даже клочка твердой земли, на который могла бы ступить нога бога. Воспарил Атум-Ра над бездной, произнес заклинание, и вот среди волн и пенных брызг выросла первая суша — холм Бен-Бен.

Задумал в сердце своем Атум-Ра создать богов, представил он себе их образы… и выдохнул из своего рта первого бога Шу (Воздух) и выплюнул первую богиню Тефнут (Влага).

Но первые боги мгновенно потерялись в кромешной темноте, царящей вокруг.

Опечалился бог Атум-Ра. Может быть, Шу и Тефнут заблудились в океане, а может, и погибли в бездне.

В отчаянии Атум-Ра вырвал у себя глаз и повелел ему идти на розыски пропавших детей. Ярко светясь и словно солнце озаряя все вокруг, пошло божественное Око на поиски. Взамен этого глаза Атум-Ра сотворил себе новый.

Не скоро нашло Око потерявшихся во мраке детей и доставило их к отцу. Обрадовался Атум-Ра. И превратил он глаз свой в змею и поместил Солнечное Око себе на лоб. В честь этого с давних пор глаз-змей украшает короны богов и фараонов. Зовут этого змея Урей. Зорко смотрит Урей вдаль, и если замечает врагов, то уничтожает их лучами света, исходящими из его глаз.

Стали первые боги жить на холме Бен-Бен. И вот бог Шу женился на богине Тефнут. От этих двух богов, от соединения Воздуха и Влаги, родились Геб (Земля) и Нут (Небо), а они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду.

Стало теперь богов всего девять. Так и возникла Великая Девятка богов — Эннеада, как ее называли греки.

Заплакал Атум-Ра от радости, видя творения рук своих, и оросил слезами землю. Возникли из слез люди и расселились по всему свету. И затем создал Атум-Ра многих других богов.

По другой легенде, первых людей вылепил из глины на гончарном круге бараноголовый бог Хнум. Его часто изображали на барельефах держащим перед собой станок с маленькой фигуркой человечка на гончарном круге.

Здесь же, в Гелиополе, существовало красивое предание о том, что бог Ра родился в облике прекрасного младенца из белого лотоса. Этот лотос вырос прямо из вод первозданного океана, бутон раскрылся, и Ра вылетел оттуда, неся миру долгожданный свет солнца. Первичный океан, Мрак и Хаос изображали в образе древнего старика Атума, в отличие от младенца-Солнца.

Так рассказывали о сотворении мира жрецы города Пуну. Город Пуну Гелиополь — был главным культовым центром солнечного бога Ра.

Однако в разных крупных городах были свои боги-покровители, и почитались они гораздо больше, чем в других городах Египта. Жрецы-служители таких богов стремились придать их культу как можно большее значение. В некоторых городах существовали свои версии возникновения мира и людей.

Мемфиская космогония

Птах

Бог Птах

В древнейшей столице Египта городе Хи-Ка-Пта («крепость души Пта»; По-гречески «Айгюп-тос». По-видимому, от этого названия произошло и современное название всей страны «Египет». Сам город Хи-Ка-Пта греки называли Мемфисом) творцом мира считался бог Пта (или Птах), покровитель ремесел и искусств. Птах создал себя сам, затем создал Атума, — а уже Атум сотворил мир, действуя «по воле Птаха». Птах наделил богов могуществом, «вдохнул в людей жизнь», дал людям законы и письменность, сообщил им магические заклинания, научил их поклоняться богам, орошать поля, строить дома, высекать статуи и многому другому.

Мемфис по влиянию соперничал с Гелиополем и местные жрецы-богословы включили в свой миф о сотворении мира многих богов, принадлежавших разным религиозным центрам, и подчинили их Пта как творцу всего.

«Боги, возникшие из Пта:…
Пта-Нун, Отец, создавший Атума,
Пта-Наунет, Мать, родившая Атума,
Великий Пта — сердце и язык Девятки богов…
Она возникла из сердца, возникла из мысли в образе Атума. Велик и могуч Пта, давший силу свою всем богам и их божественным духам Ка через это сердце и язык.
И стали существовать Гор и Тот в образе Пта. И стало так, что сердце и язык завладел каждым членом, познав, что Пта — в телах и устах всех богов и людей, скота, пресмыкающихся и всех живых тварей, ибо все задуманное исполняется по желанию его…»

Гермопольская космогония

В городе Шмуну или Гермополе, как его называли греки, учили по-другому. По красивой местной легенде, в первозданную тьму Хаоса влетела белая птица Великий Гоготун, и ее голос прорезал бесконечное безмолвие. Она снесла яйцо, которое раскололось, и оттуда излился свет и вышел воздух. Свет дал начало жизни на земле, а воздух разделил небо и землю.

Жрецы Гермополя утверждали, что их город стоит на самой древней земле. Именно на этом месте находился древний Остров пламени, на котором лежало первое яйцо, и скорлупа его зарыта в земле Гермополя. Здесь почитались и самые древние боги в Египте — боги первичного Хаоса. Богов было восемь, отсюда и название города Шмуну — город Восьми. Поэтому, считали местные жрецы, только Гермополю должна принадлежать ведущая роль во всей стране.

Самое замечательное — это то, что при таком обилии разных взглядов в Древнем Египте не было ни одного учения, вера в которое считалась бы обязательной и искусственно навязывалась. Люди, верящие и поклоняющиеся одному богу, не враждовали с теми, кто ставил выше других богов.

Расскажи друзьям:

Оцени:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (12 гол., ср.:3,25 из 5)
Загрузка...